3 февраля 2021 г.

Итоги IV кв. 2020 г. по поставкам ноутбуков подвела тайваньская аналитическая компания Digitimes Research. В отличие от недавнего схожего исследования Canalys, здесь речь идёт именно о мобильных ПК в строго классическом понимании — в форм-факторе «ракушка», т. е. без учёта крупноэкранных планшетов с пристяжными клавиатурными блоками, даже построенных на аппаратной платформе х86.

Канал наполняется

Выяснилось, что за последние три месяца 2020-го контрактными производителями было отгружено 60 млн ноутбуков, — на 10% больше, чем в третьем квартале. Всего же за прошлый год поставки ноутбуков достигли лучшего за 9 лет результата, — 201 млн единиц, что на четверть превышает уровень 2019-го.

Четвёртый квартал по традиции задаёт крайне высокую планку отгрузок для любых категорий мобильной электроники, и ноутбуки здесь не исключение. По прошествии же пика околоновогодних продаж поставки подобной техники всякий раз ощутимо снижаются. Отгрузки ноутбуков в I кв. текущего года чаще всего выходят, согласно накопленной Digitimes Research статистике, на 15-25% ниже относительно IV кв. предшествующего.

Но, судя по всему, не в 2021-м: аналитики свидетельствуют, что мировые вендоры по-прежнему обеспокоены недостаточной заполненностью складов в своих каналах продаж. Так что по итогам I кв. нынешнего года поставки ноутбуков, конечно же, ожидает спад, — но окажется он заметно меньше обычного, не достигнув даже 10% квартал к кварталу.

Эксперты Digitimes Research предсказывают наименее значительное сокращение отгрузок для моделей под брендом НР, поскольку в IV кв. 2020-го именно поставки этих мобильных ПК в наибольшей мере сдерживались нехваткой компонентов. В то же время Lenovo, создавшая значительные запасы ноутбуков в своих каналах продаж в США и Европе в конце минувшего года, в первом квартале текущего очевидно разместит у ODM-партнёров менее объёмные заказы.

Дорогие компоненты

Подавляющее большинство фактических изготовителей ноутбуков в мире — тайваньские ODM-компании, такие как Quanta Computer и Compal Electronics. Себестоимость производства мобильных ПК на их фабриках во многом определяет конечную цену ноутбуков на рынке — как в розничном канале продаж, так и в крупных коммерческих поставках.

В последние месяцы 2020 г. и в начале 2021-го стало появляться всё больше сигналов о том, что себестоимость эта в обозримой перспективе будет только расти. Не из-за жадности контрактных производителей — они-то, вероятно, и рады были бы снизить цены на фоне невиданного за многие годы взлёта продаж ноутбуков, чтобы ещё сильнее разогнать оборот, — но вследствие объективного удорожания сразу целого ряда компонентов.

О грозящем ИТ-рынку дефиците микропроцессоров стало известно ещё осенью прошлого года. Злую шутку с разработчиками всё более новых и перспективных устройств сыграла сама суть технического прогресса: чем новее и прогрессивнее каждый очередной чип, чем более миниатюрны складывающие его транзисторы, тем дороже обходится и дольше строится производственная линия для его массового выпуска.

По мере освоения 10-нм, а затем 7-нм и 5-нм техпроцессов для соответствующих производств — ради экономии! — были переоборудованы линии, рассчитанные на 14 нм и более. А это значит, что теперь уже не выйдет за ограниченное время ни расширить производство новейших чипов по самым современным технологиям (потому что новые линии придётся возводить с нуля), ни вернуться на время к отлично отлаженным «крупномасштабным» техпроцессам (поскольку для тех просто не осталось оборудованных линий в достаточном количестве).

Про кризис не забыли?

На ограниченные производственные мощности чипмейкеров претендуют сегодня не только ИТ-вендоры, но и автопроизводители. Дошло до того, что лоббисты американских автоконцернов всерьёз обсуждают с администрацией Байдена возможность санкционного давления на те тайваньские и южнокорейские компании, буде те откажутся выделять необходимые для выпуска автоэлектроники квоты. Даже невзирая на то, что физической возможности спешно расширить производство у чипмейкеров нет — а значит, придётся урезать уже согласованные поставки кому-то из заказчиков в сфере ИТ.

И тайваньская TSMC, и южнокорейская Samsung Electronics уже запланировали инвестиции (в объёмах 10-12 млрд долл. США каждая) на возведение новых фабрик по выпуску микропроцессоров на американской территории — но ранее 2024 г. ни одно из этих предприятий на сколько-нибудь значимый объём поставок не выйдет. Введённые ещё администрацией Трампа санкции в отношении крупнейшего в КНР чипмейкера SMIC помешали тому в прошлом году начать серийное производство 14-нм и более миниатюрных процессоров — что также отнюдь не способствует сегодня ослаблению мирового дефицита чипов.

Тем временем ODM-сборщики ноутбуков информируют клиентов (вендоров мобильных ПК под глобальными брендами), что вынуждены будут поднять цены на свою продукцию в нынешнем году. Причина — не только сокращение поставок чипов, сопровождающееся их неизбежным удорожанием, но и рост сопутствующих расходов. Прежде всего, логистических.

Возможно, кто-то уже забыл, но около года назад отлаженные как часы мировые транспортные цепочки в один миг оказались разорванными — а ведь низкая стоимость трансконтинентальных транспортных услуг обусловливались в первую очередь титаническими объёмами перемещаемых по планете товаров. С введением антикоронавирусных барьеров на границах интенсивность грузооборота резко упала, — соответственно, выросла доля транспортных расходов в себестоимости каждого, даже самого простого, компонента для того же ноутбука.

Так что ожидаемое оживление на мировом рынке мобильных ПК — потребность-то в них никуда не делась! — будет в нынешнем году сдерживаться объективным их удорожанием. Что, вполне вероятно, затормозит рост объёмов продаж — и притом не факт что обеспечит каналу дополнительную маржу. Как раз по той причине, что себестоимость новых ноутбуков вырастет, а покупательная способность частных потребителей, как и свободные бюджеты корпоративных заказчиков, — навряд ли.

Чрезвычайно показательными станут в этом отношении итоги первого квартала 2021 г. Если спад поставок в квартальном исчислении действительно окажется в пределах предсказанных Digitimes Research 10%, это будет значить, что каналу удалось адекватно оценить реальные финансовые возможности потребителей/заказчиков.

Источник: Максим Белоус, crn.ru