13 мая 2021 г.

Весна оказалась горячей на события в мире российского е-commerce, где знаковых событий не было довольно давно, несмотря на мощное экстенсивное развитие сегмента в прошлом году. Но середина весны порадовала динамикой. Сначала мы рассмотрим активности трех крупнейших игроков рынка — «Сбера», «Яндекса» и МТС — а потом поговорим о перспективных изменениях, к которым могут привести действия грандов в рассматриваемом сегменте.

ИТ-компания покупает банк

«Яндекс» заплатил за малоизвестный и стабильно убыточный «Акрополь» сумму в 1,1 млрд руб/, что указывает на уверенность компании в том, что в периметре современной крупной экосистемы все же должен быть банк. Факт забавный, но для рынка существенного значения не имеющий: основным акционером «Акрополя» был человек из «цифровой среды» — Евгений Давыдович, генеральный директор «Связного».

Покупатели не скрывают, что в ситуации с покупкой «Акрополя» им нужны только лицензии — с приобретением «Яндекс» получает полный пакет: брокерскую, дилерскую, депозитарную и универсальную банковскую. Сам банк, который не входил даже в первую сотню — «Акрополь» занимал в профильном рэнкинге «Интерфакса» позицию лишь в третьей сотне на конец апреля — не является интересным активом для «Яндекса», равно как и его инфраструктура — даже офлайновые отделения сохранять не планируется.

Сейчас «Яндекс» намерен почти «с нуля» создать цифровые сервисы свежеприобретенного банка, чтобы сделать их современными и бесшовно включить в состав своей экосистемы. По предварительным оценкам, работы по интеграции займут около года. Напомним, что «Яндекс» ранее активно сотрудничал со «Сбером», но отношения были свернуты, далее ИТ-гигант вел переговоры о покупке банка «Тинькофф», которые ничем не закончились. Для рынка это хорошо, так как в двух рассмотренных вариантах «Яндексу» пришлось бы или создавать свои сервисы с оглядкой на мощную экосистему «Сбера», или заменять своими решениями уже отработанные системы в «Тинькофф». В данном случае разработки начинаются «с чистого листа», что хорошо как для «Яндекса», который не имеет внешних legacy-ограничений, так и для рынка, так как два другие мощных комплекса банковских продуктов продолжают независимое развитие, расширяя видовое разнообразие внутри сегмента.

«Яндекс» запускает свой платежный сервис. Yandex.Pay будет работать по тем же принципам, что и Google.Pay, Apple.Pay и другие, обещана поддержка платежных систем Visa, MasterCard и «Мир». Данное решение тоже иллюстрирует решимость компании в развитии финтех-вертикали, над развитием компания с переменным успехом работает 19 лет — с 2002 года, когда была запущена система «Яндекс.Деньги».

«Сбер»: крупная покупка и большие планы

В планах «Сбера» — стать лидером в национальном сегменте электронной коммерции, как подчеркнул Лев Хасис, первый заместитель Председателя правления «Сбербанка». Будут ли при этом проекты «Сбера» занимать в сумме более половины национального рынка или нет, пока сказать сложно, но экосистема пополнена новым крупным компонентом — приобретен маркетплейс Goods.ru, который будет переименован в «СберМегаМаркет».

Покупка представляет собой мультикатегорийный маркетплейс, где представлены более 2,5+ млн товаров — от электроники до одежды. Важно, что покупка не приведет к внутренней конкуренции с другими сервисами e-commerce, которые демонстрируют высокие темпы роста: «Сбермаркет», «Самокат», «е-Аптека», недавно появившийся сервис «СберАвто» и т. д. Заметим, у «Сбера» большие планы на развитие этих сервисов, как цифровые, так и традиционные: например, «е-Аптека» получит офлайновые магазины, а также препараты под private label, которые в силу своей дешевизны будут актуальны в социальном плане, и т. д.

Разумеется, все проекты будут получать мощную поддержку со стороны элементов экосистемы «Сбера». Например, доставка товаров может быть выполнена как курьерами, так и через постаматы «Сберлогистики», сеть которых, согласно планам «Сбера», покроет всю страну. Разумеется, в эту экосистему входят и банковские сервисы, которые по понятным причинам в данном случае представлены особенно широко.

Приятно, что «Сбер» акцентируется как на традиционных сервисах, так и на новых форматах. Например, «СберАвто» предлагает покупку автомобиля в онлайне с последующей доставкой: выбираете нужный, оплачиваете его (можете через «Сбербанк-онлайн», можете с дистанционным получением кредита) и вам покупку привозят на указанный адрес. В ситуации, когда на авторынке набирает темпы коммодитизация, сервис вполне может оказаться популярен!

МТС: онлайн-страхование и другие эксперименты

У МТС пока нет такого спектра собственных маркетплейсов, однако экосистема этой цифровой компании крайне мощная. Например, банк в периметре экосистемы был включен компанией в 2012 году — им после ребрендинга стал Московский Банк Реконструкции и Развития, основанный еще в 1994 году.

Из новостей компании в рассматриваемом нами сегменте следует отметить запуск онлайн-сервиса «МТС Страхование», который выполнен совместно «МТС-Банком» и самим МТС, при этом продажа страховок идет в рамках агентского договора с внешними страховыми компаниями, которые выступают партнерами проекта.

«Наша задача — предоставить расширенный спектр финансовых услуг в комфортных и привычных для пользователей онлайн-каналах, — отметил Эдуард Иссопов, первый заместитель председателя Правления, руководитель розничного блока „МТС Банка“. — В дополнение к банковским и платежным сервисам экосистемы МТС мы запустили страховые продукты в максимально удобном и простом варианте оформления полиса в онлайне».

Теперь оформить страховой полис можно в несколько кликов на сайте или в мобильных приложениях группы компаний МТС. В личном кабинете пользователи могут просматривать оформленные полисы, пролонгировать их, заявлять о страховом случае и направлять по электронной почте комплект документов, консультироваться со специалистами по вопросам страхования и т.д. В планах — расширение линейки страховых продуктов с включением КАСКО, страхования от несчастных случаев, задержки рейсов и т. д.

Важно, что МТС крайне активно экспериментирует с новыми технологиями в финтехе, используя положительные результаты этих экспериментов в своей экосистеме. В акселераторе MTS StartUp Hub присутствует даже отдельное направление «Финансовые и банковские технологии». По итогам очередного — шестого — набора проекта в инфраструктуру МТС, сети клиник «Медси» и других компаний будет интегрировано 10 пилотных проектов, из которых два финтех-направленности: Seeneco — сервис мгновенных B2B-расчетов, и Sherpa RPA — платформа для автоматизации бизнес-процессов с помощью программных роботов и искусственного интеллекта. Важно, что пилотирование идет и за пределами экосистемы МТС. «Впервые в рамках акселерационной программы велась подготовка для запуска пилотов с компаниями, не входящими в группу МТС, — говорит Дмитрий Курин, директор центра по инновациям и инвестициям MTS StartUp Hub. — Мы планируем развивать это направление, готовить и предлагать решения стартапов других направлений крупным клиентам МТС для пилотирования».

В российском e-commerce присутствуют и другие тренды. Например, растут продажи товаров в рассрочку или в кредит. В феврале-марте 2021 оборот платежей в таком формате вырост на 38%, по данным «ЮКасса», относительно этого же периода годом раньше, причем средний чек стал больше на 20%, а количество сделок купли-продажи — на 14%. Интересно распределения покупок в кредит по категориям. «В 2019 году по обороту товары с физической доставкой, услуги и образование были практически одинаково востребованы (в среднем по 32%), а с 2020 года уверенно лидирует сегмент образования», — говорит Оксана Коробкина, коммерческий директор «ЮMoney».

Что это значит для рынка

Инициативы «крупняка» естественным образом привлекают внимание российских потребителей к сервисам e-commerce, которые становятся все доступнее, удобнее и разнообразнее. Это работает на развитие сегмента и рынка в целом. Однако внутри ряда рассмотренных инициатив есть и технологические инструменты, которые будут способствовать развитию бизнеса других компаний, задействованных в российском e-commerce.

Напомним, что «СберМегаМаркет» является маркетплейсом, который крайне заинтересован в привлечении третьих фирм, которым готов предоставлять широкий спектр сервисов. «Чтобы выиграть борьбу за покупателя, надо сначала выиграть борьбу за продавца», — подчеркнул г-н Хасис. Возможности сотрудничества со «СберМегаМаркетом» перекрывают полный спектр возможных пожеланий бизнес-партнеров. Например, есть формат «витрина + самовывоз из магазина», когда клиент выбирает товар и оплачивает покупку на маркетплейсе, а за товаром приезжает в магазин самостоятельно, есть «витрина + доставка силами продавца», но можно выбрать «витрина + доставка», когда доставку осуществляют сервисы «Сбера». Наконец, есть «витрина + фуллфилмент», по сути, «платформа как сервис», когда на инфраструктуре маркетплейса по заказу клиента будет создан полноценный интернет-магазин с собственным дизайном.

Заметим, что экосистемой «Сбера» можно пользоваться для интернет-торговли и не подключаясь к «МегаМаркету». К экосистеме присоединена платформа для управления онлайн-торговлей от компании InSales, которая позволяет предпринимателям легко запускать онлайн-бизнесы и управлять ими, включая торговлю через интернет-магазин, маркетплейсы, социальные сети и другие площадки. В планах: сделать на ее основе сервисов InSales единый инструмент для управления онлайн-торговлей на всех электронных витринах, включающий все необходимые B2B-сервисы.

Разумеется, на развитие российского e-commerce положительное влияние будут оказывать дополнительные возможности, продвигаемые крупными игроками, например, регистрация по «Сбер-ID», оплата через SberPay или через Yandex Pay и т. д.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE