24 января 2022 г.

Что лучше: работать по старинке в офисе от 9 до 5 пять дней в неделю — или выполнять порученные задания в установленный срок там, где это делать комфортнее? Понятно, что сама постановка этого вопроса доступна не для всех категорий сотрудников. Однако — если выбор всё же имеется — какой способ организации труда оказывается эффективнее? Со времени первых глобальных локдаунов прошло уже почти два года, а значит, накопилось достаточно информации, чтобы сделать определённые выводы.

Глас народа

Пока целые страны переводили всех сотрудников, кого только в принципе можно было, на дистанционную занятость, вопрос о приемлемости или сравнительной (с привычным офлайном) эффективности дистанционной работы не ставился вообще. Главной задачей было сбить наиболее острую фазу первой волны COVID-19, снизив за счёт ограничения прямых контактов темпы естественной передачи вируса в популяции и соответствующую нагрузку на медучреждения.

Работу на удалении от офиса организовывали, что называется, с колёс, — и хотя не всегда всё шло гладко, в целом бизнес с этой задачей справился. По крайней мере, основные убытки целых отраслей и отдельных компаний в первую волну пандемии оказались обусловлены радикальной переменой потребительского поведения (прекращение международного и локального туризма, приостановка работы ресторанов и кинотеатров и т. п.), а не сбоями в организации деятельной работы удалённых офисов.

Уже в 2021 г. по мере ослабления коронавирусных ограничений можно было ожидать постепенного возврата офисов по всему миру к классической пятидневке в арендованных стенах. Но не тут-то было! К примеру, в середине прошлого года часть штатов США начала отменять ежемесячные выплаты в размере 300 долл. всем, кто потерял работу из-за коронакризиса. Предполагалось, что лишение миллионов людей этой бюджетной поддержки утолит острейший кадровый голод в самых различных отраслях американской экономики.

Однако уже к середине осени стало ясно, что выходить на работу в классическом офлайновом режиме американцы не торопятся. По крайней мере, динамика заполнения вакансий на рынке труда в отменивших 300-долларовое пособие штатах в пределах погрешности осталась такой же, как и в тех, где эти выплаты сохранились. А если рассмотреть отдельно работников умственного труда — из области ИТ, в первую очередь, — то там ситуация ещё более показательна. Желающие вернуться к работе за адекватное вознаграждение есть. Желающих снова день за днём просиживать по 8 часов в офисном помещении — ничтожно мало.

Аналогичная ситуация наблюдается и по другую сторону Атлантики. Согласно данным исследования Hackajob, 72% ИТ-работников Соединённого Королевства расценивают возможность работать дистанционно (пусть и не полностью на удалёнке) как чрезвычайно важную для себя. Проведённый также в Великобритании опрос Microsoft показал, что половина сотрудников ИТ-сферы всерьёз задумаются об увольнении, если работодатель примется настаивать на их непременном возвращении в офисы.

Суммирует эти настроения обзор Future Forum Pulse: 75% имеющих отношение к высоким технологиям работников в США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и Японии называют одним из важнейших критериев при выборе нового места работы (либо при оценке того, имеет ли смысл задержаться на прежнем) возможность трудиться без привязки к конкретной локации, и ещё больше, 93%, — к конкретному времени.

Глас боссов

Впрочем, руководство компаний эту тенденцию пока в массе своей либо не улавливает, либо не осознаёт. Целых 44% работодателей-респондентов того же Future Forum Pulse желают по-прежнему посещать офис от 9 до 5 пять дней в неделю, тогда как среди наёмных работников подобные настроения зафиксированы лишь у 17%. Львиная доля руководителей, 75%, согласны посещать офис не менее трёх раз каждую неделю — но у их подчинённых аналогичное стремление наблюдается лишь в 34% случаев.

При этом дело вовсе не в том, будто сотрудники компаний воспринимают удалёнку как верный способ расположиться «подальше от начальства, поближе к кухне». Наоборот: американское Бюро трудовой статистики утверждает, что в первом полугодии 2021 г. производительность труда американцев выросла на 5,4%, в том числе как раз по причине обеспечиваемого дистанционной/гибридной занятостью более здорового баланса между трудом и отдыхом.

На всём протяжении 2021 г. в США крепла названная «Великим Уходом по Собственному Желанию» (Great Resignation) тенденция на отказ наёмных работников от позиций у тех нанимателей, которые не в состоянии были обеспечить приемлемые условия труда, — в том числе предоставить возможность удалённой либо гибридной занятости. Только в ноябре прошлого года, по заявлению американского Минтруда, уволились со своих позиций 4,5 млн человек, — это очередной рекорд за всё время наблюдений. При этом открытыми в том же месяце в стране оставались 10,6 млн вакансий, и столь разительная диспропорция между доступными рабочими местами и откровенным нежеланием свободного трудового ресурса эти места занимать наблюдается едва ли не впервые.

Работодатели, прежде всего из сферы ИТ, начинают волей-неволей прислушиваться к требованиям работников, перекраивая классические схемы организации офисного (и не только офисного) труда. Так, Zoom оставляет за каждым из своих 6 тыс. сотрудников персональный выбор, как им удобнее трудиться, — в офисе, на полной удалёнке или в гибридном режиме. Онлайновая платформа деловых коммуникаций Slack переоборудует офисы в площадки для ситуативных деловых встреч внутри собственных подразделений: на таких встречах обсуждается стратегия и распределяются задачи, а затем каждый организует работу так, как ему удобнее. Крупный разработчик ПО Salesforce и даже компания Amazon, которую напрямую никак не выйдет отнести к ИТ-сфере, побуждают сотрудников на уровне отдельных команд (отделов, департаментов) самостоятельно определять оптимальный режим занятости и придерживаться его, пока это способствует росту итоговой эффективности.

В поисках баланса

Согласно опросу, проведённому в 2021 г. Deloitte, 39% работодателей собирались сократить арендуемые офисные площади в 2022 г., 37% не намерены были ничего менять, и лишь 6% задумывались об их расширении. При этом немалая доля бизнесменов выражала целый ряд опасений по поводу отрицательных последствий перехода на гибридный/дистанционный режим занятости. Возможность утраты корпоративной культуры беспокоила 32% респондентов, поддержание высокого уровня производительности каждого из сотрудников — 26%, снижение эффективности их совместной работы — 19%.

Очевидно, гибридная работа только начинает становиться новой нормальностью, — и в процессе этого становления многое ещё нуждается в тонкой настройке. К примеру, если сотрудникам предоставить свободный выбор 2-3 дней в неделю для посещения офиса (и соответствующим образом сократить арендуемые площади), почти наверняка по понедельникам и пятницам он будет пустовать, тогда как в середине недели свободных рабочих мест для всех желающих уже не найдётся.

Немаловажно также научиться эффективной организации совместной работы в гибридном режиме. Постоянно держать включённой камеру, превращая едва ли не весь рабочий день на удалёнке в одну непрерывную веб-конференцию, — путь заведомо тупиковый. Это уже успели оценить сотни тысяч, если не миллионы работников по всему миру, пережившие за последние пару лет (часто неоднократно) «усталость от видеосвязи», известную в англоязычном сегменте Сети как Zoom fatigue. Бороться с этим досадным явлением, не теряя притом прочного информационного контакта с коллегами, помогают онлайновые платформы для контроля заданий (task tracking tools) вроде MeisterTask или GitLab.

В любом случае, гибридная занятость становится новой нормой офисной жизни. Чем больше работодателей будут находить оптимальные пути для эффективной организации распределённого труда своих сотрудников, тем меньше аргументов будет оставаться у твёрдых сторонников «офиса от 9 до 5» — за исключением повышения зарплат, разве что; но это, в свою очередь, не слишком выгодно для владельцев таких компаний. В условиях «рынка наёмного работника», который сформировался сейчас практически повсеместно, работодатели не могут не принимать в расчёт настроения своих потенциальных и действующих сотрудников. В противном случае они рискуют нанести ущерб собственному бизнесу им проиграть в конкурентной борьбе более гибким и решительным коллегам по рынку.

Источник: Максим Белоус, crn.ru