21 марта 2022 г.

Смартфоны остаются самыми продаваемыми электронными устройствами. Что происходит в сегменте, какое влияние оказали санкции и как может пойти дальнейшее развитие этого направления на российском рынке?

Популярность и востребованность

Объем продаж смартфонов на российском рынке, по самым свежим данным IDC — за Q3 2021, составил 8,1 млн устройств. Для сравнения — в том же квартале было реализовано только 1,7 млн компьютеров и ноутбуков, по согласно IDC.

Напомним, что смартфоны на втором месте в списке устройств, от которых россияне не готовы отказаться — 44% — что лишь немного уступает стиральным машинам (46%) и драматично превышает показатели телевизоров (25%) и компьютеров/ноутбуков (21%), по данным февральского опроса ВЦИОМ.

Культура использования смартфонов развивается и становится все более разнообразной. Напомним, например, что во времена первых локдаунов россияне активно потребляли медиаконтент именно с мобильных устройств, несмотря на наличие рядом традиционных телевизоров! Это одна из многих причин, по которым смартфоны в предпочтениях уверенно обгоняют телевизоры (о которых мы еще поговорим).

Рынок и предпочтения россиян

Лидером квартальных продаж в Q3 по РФ был Samsung (34%), по данным IDC, на втором месте Xiaomi (26%), замыкает тройку Apple (15%). Также в пятерке лидеров realme (8%) и Poco (3%), который почему-то считают отдельно от материнской компании. На «прочие» — а за пределами пятерки лидеров оказались Huawei, Honor, Motorola, Nokia, Oppo, OnePlus, ZTE и другие — приходится всего лишь 14% продаж в натуральном выражении.

Заметим, что эти цифры примерно соответствуют глобальной картине Q3, где в тройке лидеров ровно те же компании, что и в РФ, только с чуть иными показателями: Samsung (20,8%), Xiaomi (15,2%), Apple (13,4%). Российский рынок, как видим, существенно сильней монополизирован грандами, чем глобальный.

А как же бюджетные решения?

Заметим, что ультрабюджетные смартфоны не очень популярны у россиян. Широкий спектр недорогих моделей предлагают как российские компании (например, BQ, Inoi и т. д.), так и некоторые глобальные вендоры (например, ZTE, TCL и пр.). Смартфонов по цене менее 10 тыс. руб. на рынке достаточно много, причем некоторые выглядят вполне стильно, но ни один «бюджетный» бренд в топ не попал.

Возможно, изменение экономической ситуации сделает бюджетные модели более популярными, но пока предпосылок для этого нет. Россияне исторически предпочитали смартфоны старших модификаций, по причине важности таких устройств как для самовыражения (например, создания фото и видеоклипов), так и для повседневных задач (например, для упомянутого выше медиапотребления).

Что меняют санкции?

Пока санкции меняют удивительно мало, что предсказуемо — единственная не-азиатская компания Apple приостановила деятельность в РФ, но она занимала малую долю в натуральном выражении (хотя «в деньгах» — весьма значительную). Контролируемая Apple доля рынка будет частично занята «серым импортом», частично — поделена между другими лидерами.

Проблемы с поставками Samsung были бы для российского рынка кратно серьезней, но пока сбои в поставках готовых изделий вендор объясняет проблемами с комплектующими. Серьезные сложности в глобальной полупроводниковой промышленности все еще существуют и затрагивают не только производителей компьютеров. Кроме Samsung проблемы с поставками в РФ были, например, у Xiaomi.

Что могут изменить санкции?

Даже если — теоретически — Samsung приостановит продажи смартфонов на российском рынке, его долю быстро поделят между собой китайские производители, «видовое разнообразите» которых тут отрадно широкое. Напомним, что ключевые вендоры из Поднебесной располагают в РФ развитой сбытовой сетью, сервисной поддержкой и прочим необходимым для расширения продаж.

Если ограничения на использование платформы Android в РФ введет Google, это может создать серьезные проблемы, однако для сегмента смартфонов они тоже не будут гибельными. Во-первых, платформа Android является открытой, «окирпичить» построенные на ней смартфоны по региональным параметрам будет достаточно проблематично, ограничения могут коснуться только сервисов Google, а для них есть большое количество альтернатив. Во-вторых, стоит помнить про альтернативные платформы, из которых весьма развита Harmony OS от Huawei.

Ингибиторы и потенциальные драйверы

Рынок смартфонов и так себя хорошо чувствует — мобильные устройства не вечные, они разбиваются, тонут и выходят из строя другими способами. Замена «трубок» была и будет, что делает рынок достаточно устойчивым и без дополнительных драйверов.

Абоненты заменяют «трубки» по причине устаревания, как технического, так и морального. В современных экономических условиях значение морального устаревания по понятным причинам уменьшается, что увеличивает срок жизни устройств и может несколько уменьшить продажи на локальном рынке РФ. Однако других ингибиторов, значимых для сегмента, не видно даже на горизонте.

К драйверам следует отнести вероятную популяризацию мобильного гейминга, который требует достаточно производительных смартфонов с яркими экранами, обладающими малым временем задержки. Возможно, мобильный гейминг — и, соответственно, продажи геймерских смартфонов и близких к ним по параметрам — будет драйверить ситуация с другими сегментами игрового рынка. Напомним, что в игровом сегменте все не очень гладко: ряд вендоров, обеспечивающих поставки геймерских ПК, игровых приставок и игровых релизов приостановили работу в РФ. Вполне возможно, что такая ситуация послужит популяризации мобильного гейминга на национальном рынке.

Смартфоны с гибкими экранами теоретически должны получить более широкое распространение — развитие технологии и появление новых конкурентов приведут к падению цен, а это станет причиной для роста объема продаж этих устройств, обладающих явным «вау-фактором». Однако гибкие смартфоны будут оставаться достаточно дорогими, с учетом изменения курса доллара они вряд ли будут пользоваться на российском рынке настолько высоким спросом, чтобы можно было говорить о таких девайсах как драйвере рынка.

Вместо заключения

«Цифровая розница» может существовать на продажах смартфонов! Напомним, что кроме собственно смартфонов будут продолжать приобретать наушники и пауэр-банки, а также smart-устройства, управляемые через смартфоны. По сути, со смартфона можно управлять всем «умным домом», а это потенциально перспективное направление, интересное своим разнообразием и любопытными перспективами продаж из-за низкого процента проникновения таких решений на российском рынке.

Отдельное направление — фитнес-браслеты, «умные часы» и прочие «товары для здоровья», составляющие сегмент «носимой электроники». В современных условиях «wearable electronics» не заслуживает отдельного рассмотрения, но в контексте нашего разговора следует отметить, что их продажи все же увеличивают оборот торговых точек, которые специализируются на электронике. Рост оборота будет не очень сильным, но в настоящее время даже небольшое увеличение иногда оказывается важным.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель СRN/RE