1 апреля 2022 г.

Токены NFT уже сегодня, когда метавселенная толком ещё не построена и не освоена, продаются за десятки, сотни тысяч, даже миллионы долларов. Значит ли это, что почва для новой глобальной виртуальности на базе блокчейна практически готова, и стоит лишь подождать, пока Microsoft, HTC или иной разработчик предложит по-настоящему удобный шлем виртуальной/дополненной/смешанной реальности, чтобы человечество с головой погрузилось в цифровую пучину метавселенной?

А теперь всерьёз

Ответ на долгосрочную перспективу отрицательный, однако это вовсе не значит, будто в ближней и среднесрочной ИТ-каналу нет смысла следить за этим широко распиаренным трендом. Гэри Вайнерчук (Gary Vaynerchuk), создатель одной из популярнейших сенрий NFT-токенов Vee Friends, самый дешёвый из которых продаётся сегодня не мене чем за 40 тыс. долл., сравнил в интервью CNBC нынешнюю вспышку интереса к этой теме с «бумом доткомов» 1999-2000 гг.

Эксперт предрёк, что едва всеобщая ажитация стихнет, как 98% мировых NFT-проектов (а в 2021 г. объём этого рынка оценивался, напомним, в 41 млрд долл.) обанкротятся — в том смысле, что за их токены никто не захочет платить и цента. Произойдёт же это, по словам Вайнерчука, в тот момент, когда люди в массе своей перестанут воспринимать NFT как «новый биткойн» — некое чудодейственное средство сохранения и умножения капитала — и начнут задумываться: а что же за этими токенами, собственно, стоит?

Некий материальный ресурс? Чаще всего нет, особенно если речь идёт о токенах, выпущенных специально для оборота в метавселенной. Какая-то условная ценность, демонстрация которой поднимает статус её владельца в глазах других пользователей той же метавселенной? Практически так, но вот незадача: само погружение в метавселенную для всё большего числа потенциальных её обитателей уже не выглядит насколько привлекательным, как на самых ранних стадиях рекламирования этой концепции. Люди, и в том числе бизнесмены, начинают осознавать: сами понятия тайны коммуникаций, частной жизни, коммерческого секрета в метавселенной де-факто отменяются.

Эксперты называют эту тенденцию эрозией анонимности: если в классических онлайновых играх каждый волен выбирать для своего аватара едва ли не любой приглянувшийся позывной, то в метавселенную придётся входить через учётную запись в глобальной соцсети — с реальными верифицированными именем и фамилией. И если что-то пойдёт не так — сбой в системе, хакерская атака, кража персональных данных — последствия для конкретных пользователей могут быть самыми неприятными. Не стоит даже упоминать растущий уровень стресса у тех, кто по объективным финансовым причинам вынужден будет мириться с публичной демонстрацией своего аватара в не самом дорогом NFT-обвесе.

Что уж говорить о виртуальных офисах компаний, которые предположительно разместятся однажды в метавселенной! Проводить в виртуальном мире за одним столом собрания с участием физически разбросанных по всей планете людей — это здорово, конечно. Вот только кто будет гарантировать конфиденциальность таких переговоров? Зарегистрированная в США компания-оператор виртуального мира, через серверы которой пойдёт весь трафик? Разве это не повод для беспокойства действующих вне Америки учреждений и организаций — особенно в свете текущих событий?

Понятно, что никакую чувствительную информацию через метавселенную ни один вменяемый бизнесмен транслировать не станет. Все аргументы о шифровании каналов связи разбиваются о главный довод: шифрование будет происходить внутри метавселенной — значит, и все ключи придётся хранить там же. А на доступ к ним наверняка окажется множество претендентов, причём не только в штатском. Напомним, что по законам США информационно-коммуникационная компания (а это сегодня и Google, и Apple, и все соцсети) не имеет права даже предупреждать своих клиентов о том, что связанной с ними информацией интересуются американские спецслужбы.

Можно заработать

Безусловно, у метавселенной есть множество по-настоящему полезных приложений. Виртуальные музейные экспозиции, цифровые архитектурные парки (как возможность познакомиться со множеством знаменитых строений мира в недоступных даже в ходе живой экскурсии деталях), учебные курсы со всепланетным охватом, перформансы и иные формы актуального искусства — для этого метавселенная подходит как нельзя лучше.

Но если если создатели нового цифрового мира продолжат играть на искусственном дефиците (artificial scarcity), навязывая виртуальным объектам не свойственную тем исходно уникальность, это не замедлит привести, утверждают эксперты, к быстрому и всеобщему разочарованию в метавселенной. Да, к тому времени канал сумеет реализовать множество шлемов и контроллеров виртуальной реальности, операторы получат дополнительную прибыль от подключения абонентов к серверам Meta по высокоскоростным каналам связи, рекламодатели соберут петабайты данных о предпочтениях и поведении потребителей онлайн.

Но по сути — с точки зрения конечного пользователя — всё, что доступно или может быть доступно в метавселенной, не составляет труда заполучить прямо сейчас (включая те же токены NFT). И осознание этого простого факта неуклонно крепнет. В итоге окажется попросту, что посредник не нужен — тем более, в ситуации, когда его услуги требуют немалых инвестиций в дополнительное аппаратно-программное обеспечение и порождают новые риски в области информационной безопасности.

Уже вынужденная самоизоляция в первую волну COVID-19 показала: люди довольно быстро устают от видеоконференций даже за ноутбуком. Так неужели они по собственной воле станут погружаться на многие часы каждый день в мир одной непрерывной, тотальной видеоконференции с эффектом присутствия? Всё больше специалистов из самых разных областей — ИТ, психологии, социологии, маркетинга — открыто сомневаются в этом. И чем дальше, тем, по нашим ощущениям, эти сомнения будут звучать всё громче.

Источник: Максим Белоус, IT Channel News