12 апреля 2022 г.

Светлана Врублевская

Рынок телекоммуникаций столкнулся с беспрецедентной ситуацией: большинство зарубежных вендоров приостановили сервис в России. Сегодня у российских компании нет возможности обновить ПО, расширить функционал критичных бизнес-систем через сервис подписок, купить новое оборудование или осуществить его замену в ИТ-инфраструктуре.

На данный момент, вопросов больше, чем ответов, но уже сейчас перед бизнесом стоит задача поиска путей минимизации рисков в работе ИТ. Разбираемся, какие на данный момент существуют решения.

Проблемы и риски

Рынок до сих пор находится в ситуации неопределенности: сервис некоторых зарубежных вендоров на данный момент оказался недоступен, закупка нового оборудования также временно приостановлена — и сегодня никто не может спрогнозировать, как долго мы будем находиться в таких условиях. Нельзя сказать, что ситуация не изменится — повестка постоянно обновляется, поэтому нужно быть начеку.

Вот вызовы, с которыми сейчас столкнулся бизнес:

  • Недоступность порталов для обновления ПО
    Оборудование некоторых вендоров работало с привязкой к порталу, с помощью которого оперативно можно было получать новые версии софта и дополнительный функционал, а также актуальные версии сигнатур баз данных. Порталы зарубежных вендоров, приостановивших деятельность в России стали недоступны для пользователей, что означает невозможность обновлений, и, как следствие, потерю актуального статуса для оборудования. Кроме этого, невозможна и надлежащая защита ПО от попыток взлома и DDOS-атак, поскольку отсутствие обновлений делает его более уязвимым. Сложно предсказать, как будут вести себя производители. Однако, даже в случае их возвращения, никто не может гарантировать, что такая ситуация не повторится, поэтому нужно быть готовым к любому варианту развития событий.
  • Недоступность сервиса подписок
    Часть оборудования со smart-лицензиями синхронизирует статус в зависимости от условий раз в месяц или раз в три месяца: не получив ответ от портала, включается таймер обратного отсчета 90 дней, после которого считается, что связь с порталом окончательно потеряна и лицензия объявляется недействительной. Сейчас для части оборудования этот таймер уже запущен. Что это значит — если ситуация не изменится, то часть инфраструктуры клиента может потерять значительные возможности своего функционала и возможность вносить новые конфигурации.
  • Невозможность заменить вышедшее из строя оборудование
    Процесс покупки нового оборудования в принципе в последние несколько лет заметно затянулся: еще во время пандемии начались проблемы с поставками из-за логистических трудностей, также ситуацию осложнил кризис полупроводников. С приостановкой деятельности зарубежных вендоров в России, покупка нового оборудования и вовсе стала временно невозможна, а доставка ранее купленного, затягивается на неопределенный срок. На этом фоне резко возрос спрос на б\у оборудование, срок поставки которого составляет примерно месяц-два.

Решения и прогнозы

В данный момент на рынке происходит стремительная перестройка рабочих процессов. Более того, пока нет понимания, кто из зарубежных вендоров, в конечном итоге, останется работать в России.

Многие компании, которые ранее закупали исключительно вендорский сервис, сейчас обращаются к услугам сервисных партнеров: в текущей ситуации это становится серьезной поддержкой для бизнес-процессов.

Оборудование зарубежных производителей, которое некоторые компании недавно — до последних событий на рынке — успели закупить, при должной экспертизе и сервисной поддержке способно успешно проработать еще не один год.

Крупные сервисные партнеры могут поддержать инфраструктуру заказчика в надлежащем состоянии: у них есть и широкая экспертиза, и опыт для обеспечения текущих процессов, и возможность пополнять собственный склад оборудования, и компетенции, чтобы его отремонтировать в случае необходимости.

Обновления программного обеспечения можно получать из базы знаний сервисного партнера — многие успели скачать последние версии, когда была такая возможность. Также на складах сервисных партнеров достаточно оборудования, которым они успели запастись — его хватит минимум на 1,5 года обеспечения работы текущей инфраструктуры заказчиков. Кроме этого, по нашей статистике около 85% вышедшего из строя оборудования подлежит полному восстановлению, что также позволяет поддерживать рабочие процессы. Конечно, будут возникать трудности с расширением функционала, но оборудование все равно будет надежно работать до момента миграции на доступные решения.

Если исходить из предположения, что ситуация не улучшится, то российские компании будут постепенно переходить на системы отечественного ПО. Таким образом, процесс импортозамещения существенно ускорится — однако, здесь есть свои сложности. Одна из них — российские производители не были в полной мере готовы к такому высокому спросу на их продукты.

Источник: Светлана Врублевская, заместитель директора департамента телекоммуникаций по сервису ИТ-компании КРОК