6 июня 2022 г.

Европейские cloud-сервисы стали недоступны для российских корпоративных заказчиков — «облака» попали под санкции шестого пакета, принятого Советом ЕС на прошлой неделе. Теперь компаниям Евросоюза запрещено предоставлять для РФ «облачные» сервисы, наряду с бухгалтерскими, консалтинговыми и даже PR. Мера предсказуемая, на российский «облачный» рынок она повлияет, но тут сейчас присутствуют и более мощные факторы — как драйверы, так и ингибиторы. Особенность момента такова, что даже драйверы не идут на пользу рынку.

Дефицит как ингибитор «облака»

Основным ингибитором для развития «облачного» сегмента является нехватка серверных мощностей, которая продолжает обостряться. Запросы экономики и государства на вычислительные мощности растут; часть серверного парка, вышедшая из строя или выработавшая свой ресурс, требует замены. Но нового оборудования нет, и когда появится, пока неизвестно.

Разумеется, технические специалисты делают все возможное, чтобы вернуть в строй вышедшее из строя оборудование и «растянуть» жизненный цикл работающего (см. врезку). Также остро стоит вопрос оптимизации использования имеющегося оборудования, коэффициент утилизации ресурса всеми способами увеличивают. Определенные успехи во всех этих направлениях есть, но все понимают, что тут возможности естественным образом ограничены. Еще месяц-другой и ситуация с дефицитом ресурса станет очевидной не только для игроков в отдельных секторах ИТ, но и для всей экономики.

Использование восстановленной техники для обслуживания «облачных» сервисов, на первый взгляд, настораживает: ведь в cloud зачастую выносят как отдельные бизнес-критичные задачи, так и ядро инфраструктуры! Но бояться этого не следует. Такая ситуация с оборудованием — даже критичным — не является «новомодной», отмечает Ярослав Камыс, исполнительный директор «Либерум Навитас». Более того, в текущих условиях использование отремонтированной и восстановленной техники будет более востребованным для всех корпоративных заказчиков, отмечает г-н Камыс, причем как для использующих «облачные» решения, так и тех, кто делает ставку на собственные внутренние программно-аппаратные комплексы.

Два дополнительных драйвера дефицита

Заметим, что проблемы с серверными мощностями испытывают не только cloud-провайдеры, но и компании, использующие серверы «on premise». Описанными выше методами пользуются и те, и другие, но у провайдеров результат получается получше в силу наличия более мощной экспертизы. В результате сейчас часть корпоративных заказчиков стремится перейти в «облако» просто потому, что их собственная серверная инфраструктура перестает соответствовать уровню стоящих задач.

В РФ начали переносить свои «облака» компании, которые раньше использовали ресурсы провайдеров в других регионах, где нужные cloud-сервисы стоили дешевле. Процесс обратной миграции начался в самом начале возникновения санкционного давления, так как ситуацию с будущим запретом было сложно не предугадать. Сейчас же миграция с европейских «облаков» будет активизирована.

Это было бы хорошо при нормальном развитии национального «облачного» рынка, но в сложившейся ситуации это усугубляет дефицит мощностей у cloud-провайдеров. Кроме того, обеспечение этих миграций требует не только аппаратных ресурсов, но и экспертных. Более того, аналогичные проблемы с необходимостью привлечения специалистов, которые сейчас в дефиците, зачастую стоят и перед клиентами российских cloud-провайдеров!

Дополнительные проблемы миграции

Проблема миграции с «облака» на другое в любом случае несет определенные риски, технически сложна и требует предварительной серьезной подготовки. В ряде случаев задача оказывается заметно шире, собственно, релокация — хотя это тоже сложно, согласно пословице, «один переезд равен трем пожарам». Размещаемую в «облаке» инфраструктуру в ряде случаев оптимизируют с учетом особенностей площадки CSP, а при переезде заказчику приходится реоптимизировать свои ресурсы, выносимые в cloud.

На таких деталях «облачные» провайдеры предпочитают не акцентировать внимание клиентов. Однако российские провайдеры, рассказывая о преимуществах перед гиперскейлерами, отмечали готовность помочь клиентам в оптимизации их инфраструктуры и возможность кастомизировать свои сервисы для нужд заказчика, признавая актуальность таких процессов. Сейчас гиперскейлеры как конкуренты неактуальны, но проблема реоптимизации для клиентов-реэмигрантов осталась: cloud-платформы, системы виртуализации, ИБ-решения и другие компоненты на «облаке»-источнике и на «облаке»-приемнике будут различны.

Заметим, что клиенты локальных провайдеров сталкиваются с необходимостью реопримизации, даже не меняя поставщика «облачных» решений! Российские «облачные» провайдеры, как и другие компании страны, попали под санкции вендоров ПО и вынуждены активно заменять софтовую «начинку», обеспечивающую работу своих сервисов. Все работы по оптимизации/кастомизации решений заказчиков придется проводить заново, с учетом новой инфраструктуры, а это опять затраты.

«Облака» и импортозамещение

Импортозамещение сейчас идет во многом вынужденное. Спектр российского или свободно-распространяемого ПО, нужный для разворачивания, по сути, новой программной инфраструктуры «облаков», на рынке присутствует. Но присутствуют и все уже известные проблемы: цейтнот, необходимость изыскать дополнительные ресурсы, которые придется вложить не в развитие, а в замену работающей инфраструктуры, и т. д.

Разумеется, новая структура требует глубокого и многопрофильного тестирования — для общего контроля работоспособности и проверки требуемой функциональной полноты, выявления «узких мест» в производительности для дальнейшей оптимизации, определения проблем совместимости, поиска уязвимостей и проч. Это достаточно сложные действия, которые требуют все тех же ресурсов, как финансовых, так и временных.

Вместо заключения

Сервисы в сегменте национального «клауда» будут дорожать. Имеющийся дефицит «харда», который продолжает обостряться, также станет драйвером подорожания. Снижение конкуренции — напоминаем, что европейские «облака» теперь недоступны — также стимулирует повышение цен. Наконец, провайдеры идут на значительные дополнительные траты — на оптимизацию имеющегося «железа», импортозамещение, обеспечение миграции и т. д., что не может не привести к удорожанию услуг. Но тратить дополнительные ресурсы придется, причем всем — альтернативы для импортозамещения у провайдеров и для реэмиграции у клиентов все равно нет.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News