4 августа 2022 г.

В области ПО ситуация с импортозамещением обстоит заметно лучше, чем с «железом». Создание софта не требует специализированных стендов для разработки, тиражирование — производственных мощностей (сборочные линий, станков, тестовых стендов и пр.), распространение — логистики, техподдержка — наличия складов запчастей и т. д. Инвестиций нужно радикально меньше, поэтому в российских условиях разработка софта развивается много успешней, чем бизнес, связанный с аппаратным обеспечением.

Локальные особенности момента

В настоящее время почти все российские вендоры программного обеспечения активно расширяют свою деятельность. Заметим, что многие разработчики полноценными вендорами только становятся, то есть переживают проблемы роста одновременно с трансформацией бизнес-модели. Им остро необходимы партнеры-дистрибьюторы, способные ввести продукт в канал — только таким способом можно оптимально обеспечить присутствие товара по всей территории страны.

Важность канала понимают не все новые и расширяющиеся игроки рынка. В ряде случаев у таких компаний технологический бэкграунд есть, а рыночного — нет. Нередки ситуации, когда ИТ-компания много лет работала на одного-двух корневых заказчиков, для которых создавала качественные решения, но на рынок их не выводила. По сути, компания оставалась «инсорс-разработкой на аутсорсе», что обычно не мешало реализовывать нужные функции, отрабатывать алгоритмы и прочие элементы, которые являются технологической основой продукта. Но продукта как такового компании не имели! Только после введения санкций компании стали доводить свой софт до состояния продукта, то есть решения, которое можно предлагать российскому рынку. В ряде случаев такие релизы оказались востребованными, так как технологическая «начинка» у них обычно бывает развитая.

Однако для полноценного продвижения массового продукта для корпоративного пользователя на всем российском рынке у локальных разработчиков нет ни нужного ресурса, ни нужной экспертизы. Заметим, что нужная экспертиза есть у дистрибьюторов (они нарабатывали ее много лет), равно как и ресурс (прежде всего, наличие сети дилеров по всей РФ с налаженными связями на разных уровнях). Многие российские компании пока плохо понимают суть канала, его важность — а зачастую и необходимость! — для масштабирования бизнеса, проникновения в регионы страны, взаимодействия с технологическими партнерами и т. д. Это непонимание существенно тормозит развитие национального рынка, являясь, наверное, самой серьезной проблемой во всем сегменте софта.

В настоящее время российский рынок по ряду причин — политических, финансово-экономических, логистических и т. д. — во многом отрезан от мирового, но пока технологии «там» и «тут» развиваются параллельно, как и тренды экономики в целом. Но «тут» локальные проблемы, изменения и вызовы добавлены к глобальным.

Глобальные особенности момента

В глобальном масштабе происходит интересное переформатирование парадигмы, которое уже отметило агентство IDC. Широкомасштабное развитие «цифровой трансформации» (DX) привело к массовому переосмыслению роли digital-инструментов для бизнеса. Результатом стало новое отношение к цифровой составляющей бизнеса, которую стали воспринимать уже как основную, а не служебную или дополнительную. Новая концепция получила название «Digital First», ее рассматривают как естественное продолжение и развитие концепции DX.

Все логично: бизнес-процессы, средства учета & контроля и прочие инструменты оптимизации основной деятельности компании без цифровой поддержки сегодня существовать не могут. Но если раньше фокусировались на организации в физическом мире, а в цифровом существовало «отражение» бизнеса, то сейчас наоборот — фокусировка на цифровой составляющей, а в физической остаются «отражения» в виде бизнес-процессов и «исполнительные механизмы», которыми могут быть оборудование, склады, логистические цепочки и т. д.

Глобально IDC ожидает больший приток новаторских организаций и бизнес-лидеров из стран Центральной Азии, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Армении и Монголии. С высокой степенью вероятности к этому списку можно добавить страны Балтии, Балканского региона и Турцию, а также предположить, что для значительной части инноваторов новой волны будет родным русский язык. Это направление глобального развития тоже будет оказывать заметное влияние на развитие ИТ-ландшафта в РФ, но неизвестно, каким будет это влияние.

От импортозамещения к импортоопережению

Тренд на создание российских продуктов, которые по базовым возможностям не только позволяют заменять релизы глобальных вендоров — а поэтому обладают экспортным потенциалом — только начинает оформляться, но наиболее заметен он именно в области ПО. Причины все те же: для создания софта нужны только кадры и корпоративная культура, а для создания аппаратных решений — еще и доступ к ряду редкого и дорогого оборудования, что резко увеличивает накладные расходы и, соответственно, снижает прибыль вендора.

Импортоопережение уже не чистая теория, прецеденты на российском ИТ-рынке есть, причем их достаточно много. В скором времени рассмотрим несколько наиболее показательных примеров. Заметим, что их разработка начата задолго до введения санкций, что легко объяснимо: цикл производства современного продукта занимает не менее года. После чего некоторое время надо потратить на пилотные внедрения, на основании обратной связи от которых внести изменения в продукт перед выходом его на рынок. Более того, уже существуя на рынке, продукт должен пройти определенное развитие, как минимум, получив фидбэк от первых внедрений, пройти несколько этапов оптимизации. Но об импортоопережении еще поговорим подробней.

Вместо заключения

Как видно, перспективы российских вендоров ПО достаточно светлые. Однако тут не все безоблачно: есть ряд факторов, которые создают проблемы для национальной индустрии программного обеспечения, что связано с рядом объективных причин.

Российский рынок софта невелик, поэтому возможности экстенсивного роста бизнеса локальных вендоров софта ограничены, а в ряде случаев уже исчерпаны. Выход на рынки в других регионах мира для многих возможен только теоретически: это требует значительных ресурсов для локализации продуктов под новые рынки (не только перевод интерфейса, но и обеспечение требований локальных регуляторов), на организацию присутствия там собственных представительств и налаживание связи с местным каналом (а большинству с российским каналом разобраться непросто!) и т. д.

Даже на небольшом локальном рынке резкое расширение продаж, конечно, хорошо для вендоров, но это создает и проблемы роста. Например, рост количества внедрений требует дополнительных ресурсов на техническую поддержку внедренных решений, на обучение дилеров и т. д. В современных условиях привлечь финансы проблематично, не говоря уже о специализированных ресурсах, например, о располагающих компетенциями в продукции данного российском вендора специалистах по техподдержке или по внедрению. Одна надежда на компетенции дистрибьюторов и поддержку со стороны их партнерских сетей, в которых кроме традиционных дилеров есть финансисты, страховщики и компании с другими профильными специализациями.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News