Цифровые инструменты и концепции крайне неравномерно проникают в разные индустриальные сегменты: например, если в e-commerce и банках наблюдаем Digital First, то в строительной отрасли даже оцифровка идет достаточно вяло. Ядром «цифровой трансформации» (DX) тут является инструменты BIM (Building Information Modeling), которые получили русскоязычное название ТИМ (технологий информационного моделирования). Но прежде чем рассматривать BIM/ТИМ, поговорим о текущей ситуации в целом, о состоянии и перспективах внедрения digital.

Какова ситуация в отрасли?

Существуют российские девелоперы, которые стали одними из крупнейших работодателей для программистов и других ИТ-специалистов наряду с банками и страховыми компаниями! Однако в целом по отрасли ситуация не радостная. Даже в двух столицах — Москве и Петербурге — только 3% проектов жилых зданий создают с применением цифровой исполнительной документации, по данным аналитиков BuildDocs. Как видно, даже этап оцифровки тут не реализован в полной мере, не говоря уже о решениях большей сложности, связанных с цифровизацией и DX!

Разумеется, внутри каждой крупной отрасли — и строительная не исключение — уровень цифровой зрелости зависит от компании, тут есть как лидеры, так и аутсайдеры. Есть девелоперы, которые активно создают, разворачивают и совершенствуют ИТ-продукты, сочетая внедрение и адаптацию готовых решений с разработкой — как заказной, так и in-house. Заметим, что оцифровка и цифровизация в строительстве, конечно же, началась давно — бухгалтерии, дизайнеры, проектировщики, кадровые службы, коммуникации и прочие подразделения активно осваивали компьютеры еще в прошлом веке. В организационных процессах самого строительства все оказывается гораздо сложнее.

Что влияет на сегмент: ингибиторы...

Причин для сложности внедрения «цифры» в строительстве несколько и все они объективные. Во-первых, во время быстрого роста цен на рынке жилья у строительных компаний отсутствовали мотивации к изменению бизнес-процессов. Когда стоимость квадратного метра в стране год за годом била рекорды, было бы странно ожидать смены парадигмы бизнеса с экстенсивного на интенсивный. Но тренды сменились (см. врезку)

Во-вторых, современный девелопмент отличается очень большим количеством бизнес- и технологических процессов, подлежащих автоматизации-цифровизации, «сшивать» их в единую систему очень сложно. Кроме того, бизнес-процессы сильно зависят от особенностей конкретного застройщика. В результате формализация, полностью устраивающая одну компанию, при попытке внедрения в другую может создать серьезные проблемы для текущей операционной деятельности.

В-третьих, стоит помнить о невысоком уровне цифровых навыков у линейного персонала, который работает на стройплощадках. Обучение работников в данном случае процесс длительный и непростой, а поэтому достаточно дорогой.

На российском рынке выражен тренд на уменьшение площади приобретаемого жилья. Это происходит из-за роста себестоимости строительства и сокращения доходов россиян. Анализ спроса на рынке загородной недвижимости в сегменте «бизнес» и «комфорт+» показал, что за последние 3 года средняя площадь домов уменьшилась в 1,5 раза, по данным исследования компании MOZAIK development. Конечно, загородные коттеджи не самое массовое жилье, но ситуация с ним показательная. Аналогичную картину «скукоживания» мы наблюдаем в столичных квартирах массового сегмента, средняя площадь которых в июле достигла исторического минимума (по данным экспертов, она достигла 46,8 кв. м), сократившись на 2,1 «квадрата» с июня, а с позапрошлого года — на десять кв. м, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на исследования аналитиков компании «Метриум».

...и драйверы

Для цифровизации строительства есть и очевидные драйверы. Во-первых, «жирные времена» кончились как у всей экономики, так и у отрасли. Процесс начался давно, последние события лишь усилили этот тренд. Ведущие игроки понимают, что DX остро необходима строительной отрасли, только она позволит сделать процессы прозрачными, что важно для управления, принятия решений, предоставления услуг, оптимизации затрат и т. д. Девелоперы параллельно с выполнением основной деятельности стали превращаться в ИТ-компании — как, например, банки или страховые компании.

Во-вторых, примерно 5 лет назад стал существенным процент работников из новых поколений: в строительство пришло достаточное количество «цифровых аборигенов», прекрасно знакомых с digital-инструментами. Конечно, они начали появляться еще раньше, но к этому времени — 3-5 лет тому назад — они успели накопить практический опыт работы в отрасли.

В-третьих, цифровые технологии достигли определенной зрелости для массового внедрения на российских стройках. Это привело к ускорению цифровизации в сегменте еще лет пять назад. Однако она оставалась «лоскутной»: создавали и внедряли решения для отдельных задач, возникло множество тематических стартапов и т. д. Из набора отдельных разрозненных систем сложно создавать полноценные решения для сквозной цифровизации, а индустриальные платформы, на которых можно создавать решения для типовой «оцифровки» строек, стали появляться относительно недавно.

Государство создает цифровые сервисы для застройщиков...

На цифровизацию строительного комплекса активно влияет государство, выступая для сегмента и регулятором, и поставщиком решений. Инициированы процессы, масштабы и значение которых сейчас трудно оценить.

Государство создает сервисы для игроков рынка, способные упростить взаимодействие с ними. Например, согласно планам, уже в следующем году на портале госуслуг должен появиться суперсервис «Цифровое строительство», который позволит в режиме «одного окна» получать услуги разных ведомств, необходимые для строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов. Уже запустили или только готовят к работе ряд цифровых сервисов, например, цифровые классификаторы строительной информации, информационные системы Стройнадзора, Реестр и Калькулятор описания строительных процедур и т. д.

Есть интересные инициативы и в отдельных субъектах. Например, правительство Москвы создает Единую цифровую платформу градостроительной деятельности, которая должна объединить информационные системы ДГП, Мосгосэкспертизы, Мосгосстройнадзора, Москомстройинвеста и др. с целью создания такого же «единого окна» для столичных застройщиков. По предварительным оценкам, после внедрения платформы процессы взаимодействия станут радикально проще и быстрее, хотя бы из-за отсутствия необходимости многократного ввода одних и тех же документов в формы для разных госструктур. Общее количество обращений за услугами сократится в 5-7 раз, количество процедур уменьшится со 100 до 13-17, сроки прохождения административных процедур, связанных со строительством, — вместо 1000 до 400–500 дней.

...а также формирует тренды и требования

Ровно 3 года назад, в августе 2019 года, в Минстрое РФ обсуждали внедрение технологии информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства. Требования модернизации строительной отрасли и повышения качества строительства были озвучены еще раньше — за год до этого — в поручении Президента от 19.07.2018 / Пр-1235. В это же время приступили к активному формированию нормативно-правовой базы, для регулирования процессов использования ТИМ на разных этапах жизненного цикла объекта капитального строительства. Планы по систематизации нормативно-технических документов охватывали период 2019-2024 гг.

С 1 января 2022 года все заказчики и застройщики, работающие над государственными строительными заказами, должны использовать ТИМ-решения, согласно постановлению Правительства РФ от 05.03.2021 № 331.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости