«Мы будем укреплять партнерскую сеть!» — об этом 25 ноября руководитель направления Guardant компании «Актив» Тимофей Матреницкий заявил во время конференции Guardant Day, собравшей свыше 50 разработчиков программного обеспечения, руководителей отделов развития и продаж ПО, а также специалистов технической поддержки.

Guardant — одна из торговых марок компании «Актив», основанной в июне 1994 г. вчерашними студентами, решившими создать инновационную компанию, работающую в области защиты данных на стыке программных и электронных технологий. Причем изначально упор был сделан на максимально возможное использование отечественной компонентной базы. Точного перевода этой торговой марки на какой-либо язык нет, однако легко заметить, что в ней есть слово Guard, которое, в зависимости от контекста, переводится на русский либо как существительное (охрана, защита), либо как глагол (охранять, защищать), либо как прилагательное (охранный, защитный). Отцам-основателям «Актива» эта марка понравилась своей благозвучностью и «локализовывать» её они не собираются. «К ней все привыкли, — поясняет Тимофей Матреницкий. — К тому же, весьма значительная часть нашей продукции идет на экспорт. В 30 с лишним стран мира».

Г-н Матреницкий рассказал нам, что за 9 месяцев нынешнего года объем продаж компании по направлению Guardant увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, примерно на 50% (в рублях). Всего же, по его словам, в нашей стране и за рубежом продано свыше 2 млн аппаратных ключей Guardant. По оценкам компании, аппаратными и программными ключами Guardant ныне защищено свыше 10 млн копий программных продуктов. Однако важно отметить, что технологии Guardant направлены не только на защиту программных продуктов, но также и на их эффективную монетизацию.

А вот ещё один интересный факт: по состоянию на 25 ноября в Едином реестре отечественного ПО содержались сведения о 15357 программных продуктах от 5073 правообладателей. «Примерно половина этих правообладателей пользуется нашими решениями, — сообщил г-н Матреницкий. — К тому же существует много корпоративного софта, разработанного ИТ-департаментами крупных предприятий и организаций и по ряду причин не включенного в данный реестр. Этот софт также нуждается в защите и администрировании. Но мы физически не можем охватить всех потенциальных потребителей наших решений. В том числе тех, которые ищут замену зарубежным продуктам этого класса. Поэтому и стремимся расширить партнерскую сеть за счет „криптографически грамотных“ корпоративных реселлеров. Ведь наши продукты не являются „коробочными“, и классические модели дистрибуции к ним неприменимы».

До 2010 г. под торговой маркой Guardant «Актив» предлагал исключительно аппаратные ключи, изготовленные, в том числе, на расположенном в Москве собственном производстве полного цикла и конструктивно выполненные либо в виде USB-токена (для защиты содержимого ПК и серверов), либо в виде микросхем класса SoC (System-on-a-Chip, система на одном чипе) — для защиты встраиваемой техники. Эти ключи и сейчас пользуются спросом и обеспечивают направлению Guardant около 90% от общего объема продаж. Однако в связи с развитием облачных технологий и технологий дистрибуции ПО, в мире стал быстро расти спрос на так называемые умные программные ключи (cloud license), которые позволяют разработчику ПО не только блокировать распространение нелицензионного софта, но и собирать статистику относительно того, как именно пользователи используют их ПО, какие его функции наиболее востребованы. Кроме того, они дают возможность использовать различные гибкие схемы лицензирования. Например, когда пользователю разрешается использовать не весь функционал продукта, а лишь его часть. Или, к примеру, пользователь ограничен не временем использования продукта, а количеством обращений к нему. Ну и так далее. «Актив», естественно, не мог этот тренд не заметить. И стал предлагать решения и инструменты не только для защиты софта от нелицензионного копирования и реверс-инжиниринга, но и для управления продажами ПО. А также оказывать консалтинговые услуги.

С точки зрения ныне действующего Классификатора Единого реестра отечественного ПО, который ведет Минцифры, программные продукты Guardant соответствуют классу 03.10 («Cредства крипотографической защиты информации и электронной подписи»). Однако Тимофей Матреницкий обращает внимание на то, что функционал платформы Guardant (она позиционируется как «Решение для лицензирования, защиты и управления продажами ПО») значительно шире. Она, в частности, соответствует классу ПО, который в Едином реестре Минцифры имеет номер 04.09 («Системы предотвращения анализа и восстановления исполняемого кода программ»).

Почему мы используем для описания функционала продуктов Guardant не сведения с сайта разработчика, а номера и названия классов Единого реестра? Ведь технологии стремительно развиваются, и хотя бы по этой причине Классификатор Единого реестра отечественного ПО, утвержденный приказом Минцифры № 486 от 22.09.2020, не является вершиной таксонометрической мысли. Однако именно этот классификатор используется как в Каталоге импортозамещения АРПП «Отечественный софт», так в недавно созданном «Маркетплейсе российского ПО», задуманном как удобная площадка для взаимодействия разработчиков и заказчиков ПО. Поэтому данные ресурсы позволяют потенциальному потребителю средств защиты интеллектуальной собственности если не сделать правильный выбор, то хотя бы очертить круг рассматриваемых решений.

А защищать есть что. Как мы недавно отмечали, по оценкам Ассоциации поставщиков программных продуктов (НП ППП), в нашей стране средний уровень компьютерного пиратства составляет не менее 60% в корпоративном секторе, а в частном еще больше.

Близкие оценки в докладе «Эволюция монетизации программного обеспечения» приводит менеджер по развитию бизнеса направления Guardant компании «Актив» Михаил Чухломин: «Россия занимает 2 место в мире по объему распространения нелицензионного ПО. Вендоры ПО теряют до 37% потенциальной выручки из-за недостаточно надежного контроля лицензионных ограничений. Причиной тому являются как распространение пиратских копий ПО, так и получение легитимными пользователями доступа к неоплаченному функционалу из-за несовершенства системы лицензирования. Монетизация ПО — это комплекс мер, направленных на извлечение максимальной прибыли от продажи программных продуктов. Грамотная стратегия монетизации позволяет растить бизнес не только за счет получения новых клиентов и добавления новой функциональности в продукт, но и за счет переосмысления и переупаковки уже имеющихся компонентов. Рынок ПО стал очень конкурентным. Чтобы успешно продавать свои решения самым разным заказчикам, критически важно иметь возможность предложить им набор только нужных компонентов с подходящими лицензионными ограничениями. Такой подход позволяет установить наиболее конкурентную цену и удовлетворить потребности всех потенциальных клиентов. Еще одной точкой роста бизнеса для вендора является автоматизация процессов, связанных с продажей и отгрузкой ПО и лицензий. Для продажи лицензии требуется принять и сформировать заказ, проконтролировать его оплату, сгенерировать требуемые лицензии, передать пользователю дистрибутив и инструкции по активации, осуществлять удаленное обновление лицензии в будущем. Однако, выполняемые вручную, эти задачи приводят к росту издержек компании, замедлению процессов и появлению ошибок из-за человеческого фактора».


Источник: Владимир Митин

Версия для печати (без изображений)   Все новости