18 ноября 2022 г.

Увеличить
Увеличить
Реквизиты обсуждаемого законопроекта. Источник: СОЗД ГАС «Законотворчество», ноябрь 2022 г.
Увеличить
«Дорожная карта» продвижения законопроекта № 184016-8. Источник: СОЗД ГАС «Законотворчество», ноябрь 2022 г.

Об этом говорят результаты заседания Рабочей группы по совершенствованию законодательства об интеллектуальной собственности и правоприменительной практики, организованного в середине ноября Советом ТПП РФ по интеллектуальной собственности.

Однако обо всем по порядку. Не секрет, что после начала СВО практически все крупные западные производители софта ушли из России. Как правило, прекратив при этом не только продажи новых версий своих программных продуктов, но и процессы обновления уже установленного ПО. Чем, естественно, поставили в весьма трудное положение многие предприятия и организации. Реакция «верхов» не заставила себя долго ждать: уже в начале марта сообщалось, что российские власти экстренно готовят меры поддержки пользователей импортного софта, среди которых обсуждалась отмена уголовной и административной ответственности за использование пиратского программного обеспечения из стран, поддержавших санкции.

В августе в Госдуму был внесен законопроект, в котором его автор (депутат Госдумы Дмитрий Кузнецов) предложил механизм принудительного лицензирования объектов авторского и смежного права (включая программное обеспечение, базы данных, а также кино- и видеопродукцию) от правообладателей, ушедших с российского рынка. Поясним: речь идет о проекте федерального закона № 184016-8 «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предусматривается судебный порядок предоставления российскому лицензиату принудительной лицензии в случаях, если правообладатель, являющийся иностранным лицом, связанным с иностранным государством и (или) международной организацией, совершающими в отношении Российской Федерации недружественные действия, осуществляет действия, приводящие к недоступности на территории Российской Федерации объекта авторских и смежных прав.

Как известно, чтобы стать законом, законопроекту необходимо пройти три чтения в Госдуме, затем его должен рассмотреть Совет Федерации Федерального собрания. А в случае одобрения документ должен (точнее говоря, может) быть подписан президентом РФ и опубликован. Судя по сайту «Система обеспечения законодательной деятельности» государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»), стены Госдумы законопроект № 184016-8 еще не покинул. Видимо потому, что вызывает много вопросов.

Часть этих вопросов и рассматривалась на упомянутом выше заседании Совета ТПП РФ по интеллектуальной собственности. В котором, в частности. приняли участие депутат Д. В. Кузнецов (автор законопроекта о принудительном лицензировании) и представители четырех крупнейших отечественных ИТ-ассоциаций: АПКИТ, РУССОФТ, АРПП «Отечественный софт» и НП ППП.

В рамках данного заседания исполнительный директор АПКИТ (он же — председатель Совета ТПП РФ по развитию информационных технологий и цифровой экономики) Николай Комлев в своей презентации, отражающей позицию ИТ-бизнеса по законопроекту № 184016-8, отметил: «Исходя из логики данного законопроекта можно предположить, что сегодня все пользователи ПО в России легальные и нужно дать им право оставаться такими. Однако средний уровень компьютерного пиратства, по оценкам НП ППП, составляет не менее 60% в корпоративном секторе, а в частном еще больше. Законопроект... имеет нацеленность на массовую выдачу индульгенций, легализующих тотальное компьютерное пиратство. В то же время он не даёт ответы на реальные проблемы, стоящие перед государством и индустрией — каким образом обеспечить получение обновлений и свежих версий недоступных в настоящее время программных продуктов?; как должна быть обеспечена информационная безопасность при применении программных продуктов по прямому назначению?; как не допустить удаленного управления и отключения ПО, приведения в негодность компьютеров, на которые оно устанавливается?».

По мнению г-на Комлева, законопроект (в своем текущем виде) создает преграду задаче импортозамещения. На то есть три причины:

  1. Стоимость «псевдолицензий» будет существенно занижена относительно реальной стоимости. Поэтому продукты, создаваемые в рамках импортозамещения и на создание которых государство и российский бизнес сейчас направляет существенные средства, вновь столкнутся со старой проблемой — конкурировать своей реальной рыночной ценой с заведомо кратно заниженной ценой на «псевдолицензии».
  2. Риск ответных меры — например, «вылет» из всех международных конвенций, что существенно затруднит экспортных потенциал российского ПО
  3. Когда источники получения свежих версий ПО и его обновлений в рамках законопроекта никак не регулируются, пользователи массово кинуться скачивать его с торрент-трекеров и других публичных ресурсов. В условиях нынешнего противостояния подавляющее большинство экземпляров будут содержать вредоносное, шпионское и деструктивное ПО. А о противостоянии в кибер-пространстве забывать не следует.

Все четыре ИТ-ассоциации, участвовавшие в заседании Рабочей группы, выразили негативное отношение к обсуждаемому законопроекту. Автор же этого законопроекта уведомил собравшихся, что он может «перевнести» законопроект, сузив круг его применения путем исключения из него ИТ-сферы. Кроме того, Дмитрий Кузнецов предложил провести встречу с ИТ-объединениями, на которой необходимо рассмотреть реальные потребности ИТ-бизнеса в совершенствовании законодательства. На сайте АПКИТ cообщается, что предложения по изменению законодательства ИТ-компании могут присылать по адресу komlev@apkit.ru.

Источник: IT Channel News