Во второй половине уходящего года компания Axoft провела исследование процессов импортозамещения на ИТ-рынке. В исследовании приняли участие 361 ИТ-организация, 154 госучреждения и 167 коммерческих компаний. Помимо опроса широкого круга респондентов были проведены глубинные интервью с 11 представителями бюджетных и бизнес-структур, а впоследствии — кабинетный анализ полученных данных.

Целями исследования были изучение процессов импортозамещения в ИТ-отрасли России, выявление потребностей целевых групп по различным направлениям ИТ-рынка, а также определение наиболее перспективных ниш для развития отечественных высоких технологий. И, как выяснилось, отношение к импортозамещению у опрошенных заметно различается — в зависимости от того, частные это предприятия или государственные.

Процесс или результат

Госзаказчики, как показало исследование Axoft, ускоренно переходят на отечественные решения, — здесь в немалой мере сказывается влияние административного ресурса. Безусловно, трудности есть: сложно «с колёс», используя не самый распространённый прежде софт, выстраивать устойчивую ИТ-инфраструктуру, обеспечивать её безопасность, заменять привычное прикладное ПО на новые инструменты.

Многие решения заказчикам приходится дорабатывать на месте, уже после закупки и развёртывания, — это закономерно увеличивает их расходы. Немалое значение имеет психологический барьер: множеству работников не по душе малейшие перемены в интерфейсе даже давно знакомых программ, нередкие при смене версий, — что уж говорить о переходе на принципиально новое ПО! Но в целом госорганизации серьёзно настроены решать проблемы совместимости ПО со своей нынешней инфраструктурой, выполняя поставленную перед ними задачу.

Коммерческие предприятия, напротив, по большей части относится к ИТ-импортозамещению выжидательно, не планируя переходить на отечественные разработки в ближайшее время. Едва ли не единственное исключение — российские ИБ-системы: обойтись вовсе без информационной защиты сегодня невозможно, а множество лидирующих на данном направлении западных вендоров свернули свою активность в РФ.

Кроме того, бизнес-структуры указывают на отсутствие аналогов ряда ушедших с российского рынка ИТ-продуктов. «Аналогов» именно в плане комплексной функциональности: к примеру, подавляющее большинство задач, решаемых с применением Adobe Photoshop, позволяет выполнять графический редактор GIMP с открытым кодом. Но если специалист-дизайнер годы, а то и десятилетия посвятил изучению в мельчайших деталях именно Photoshop, эффективный переход на принципиально новый продукт для него чрезвычайно затруднителен — не говоря уже о таких «мелочах», как отсутствие у бесплатного софта горячей линии, службы техподдержки, интегрированных облачных сервисов и т. п.

Не хотят или не могут

Неоднозначность восприятия ИТ-импортозамещения российским рынком не может не сказываться на состоянии канала в целом. Наблюдается очевидное рассогласование даже в оценках текущей ситуации: если партнёры обоих уровней, планируя рост спроса на отечественное ПО, готовятся к увеличению объёма его продаж, то коммерческие заказчики, как уже было отмечено, предпочитают выжидать — по крайней мере, до тех пор, пока не истекут лицензии на ранее приобретённые продукты глобальных брендов.

В итоге, по данным Axoft, уже 50% респондентов из принявших участие в исследовании ИТ-компаний уверены в сокращении бюджетов заказчиков. Заказчики же, со своей стороны, сетуют на рост стоимости продуктов — вследствие необходимости дополнительно оплачивать миграцию с прежних решений (обучение персонала, донастройку инфраструктуры и т. п) и/или доработку решений под конкретную задачу на месте. Очевиден разрыв между завышенными оценками ёмкости рынка каналом и реальной готовностью клиентов платить за импортозамещающее ПО — с учётом его весьма затратного внедрения.

Налицо и явная нехватка информации относительно импортозамещающих решений, будь то ПО оригинальной российской разработки или же глобальное, но с открытым кодом. Поиск ответов на вопросы, на возникающие в ходе работы с новыми пакетами, ИТ-специалисты ведут, как это было в начале-середине 1990-х, через прямые коммуникации с коллегами, на Интернет-форумах, в блогах и т. д. Прямая коммуникация с новыми вендорами (хотя бы в виде презентаций, не говоря уже о грамотно выстроенных курсах, системах сертификации и пр.) практически отсутствует, равно как и возможности оперативного переобучения сотрудников или создания демо-зон.

Государство или бизнес

Бюджетные структуры де-факто начали процесс импортозамещения с 2014 г., так что первые затруднения на этом пути ими уже так или иначе преодолены. Судя по ответам респондентов Axoft, 70% участников опроса не испытывают сложности в переходе на отечественные решения, и лишь 29% сталкиваются в ходе внедрения и эксплуатации с несовместимостью новых систем и имеющихся ИТ-решений.

Да, можно говорить об определяющей роли административного ресурса в деле ИТ-импортозамещения на госпредприятиях — но роль эта по сути оказалась, как стало ясно после 24-го февраля, положительной. Безусловно, при прочих равных заказчики предпочли бы иметь дело с привычным ПО до окончания сроков действия лицензий: перемены просто ради перемен мало кому нужны. Но «прочих равных» в нынешних макроэкономических и геополитических условиях, похоже, уже не будет. И госучреждениия этот факт осознали вполне своевременно.

Бизнес-структуры, напротив, в массе своей столкнулись с недоступностью глобальных ИТ-решений внезапно для себя — после чего проявили довольно естественную (в том числе и для живой природы, а не только для экономики) реакцию на неожиданную смену условий существования: ступор. Исследование Axoft свидетельствует: 44,7% респондентов (как производственные и промышленные компании, так и финансовые организации) выбрали тактику отказа от импортозамещения в ближайшей перспективе. Бездеятельно ждать окончания сроков лицензий уже установленного ПО намерены 27% опрошенных; ещё 22% всё же планируют приступить к переходу до того, как этот софт перестанет работать.

Причины такой пассивности самоочевидны — это и продолжение функционирования действующего ПО, и отсутствие аппаратных альтернатив, и неудовлетворённость существующими отечественными решениями. ИТ-специалистам в таких условиях часто попросту не удаётся убедить руководство финансировать высокозатратные, трудоёмкие проекты с неочевидными перспективами.

Однако практика госструктур показывает, что проблемы, если их решать последовательно, в целом преодолимы. А вот что будут делать выжидающие в момент, когда прежний софт внезапно прекратит работу, а обученных обращению с новым специалистов под рукой не окажется, — большой вопрос.

Надеяться или действовать

Настроения среди участвовавших в исследовании Axoft ИТ-компаний нельзя назвать безоглядно оптимистичными, — но и горького смирения со сложившейся ситуацией они не демонстрируют. Более половины (57%) опрошенных ИТ-компаний отметили потребность заказчиков в ускоренном переходе с западного ПО на российское; 37% уже планируют заместить иностранное оборудование (а не только программные решения).

Что же до канала, то 73% интеграторов и реселлеров — участников опроса — активно ищут российские решения по востребованным их клиентами направлениям, пополняя такими находками свой портфель. Безусловно, одного лишь появления новых позиций в прейскуранте недостаточно: 17% компаний стремятся восполнить недостаток экспертизы по импортозамещающим решениям, 18% — сертифицировать по ним сотрудников, ещё почти 12% — организовывать центры экспертизы и демо-зоны для заказчиков, облегчая тем знакомство с ранее не использовавшимся ПО.

Исследование выявило целый ряд точек роста для занятых импортозамещением российских ИТ-компаний, а именно:

  • технологическое партнёрство — как комплексный подход к решению ключевых задач и общих проблем,
  • разделение целевых сегментов и применение к ним различных подходов — поскольку госсектор по данному направлению весьма активен, а коммерческий формирует пока отложенный спрос,
  • совершенствование технической экспертизы и сервисов, включая анализ совместимости, разработку плана миграции, проведение пилотирования и внедрение,
  • доработку существующих инструментов и создание новых, ориентированных на насущные запросы заказчиков,
  • бережное и чуткое сопровождение заказчиков на всех этапах внедрения и эксплуатации новых решений,
  • развитие аппаратного обеспечения и облачных технологий как очевидных зон повышенного интереса российского рынка в ближайшей перспективе.

В целом, как отмечают участники исследования Axoft, принципиальных затруднений с переходом на отечественное ПО нет. Другое дело, что госструктуры получают на это средства из бюджета, а коммерческие вынуждены инвестировать свои — что, вернее всего, и определяет разницу в их подходах. Но чем активнее станут развиваться отечественные решения за счёт продаж бюджетным заказчикам, тем более привлекательным будут становиться их продукты и для частных. А это плюс для всего российского ИТ-рынка — поскольку сроки окончания действия подавляющего большинства лицензий грозят выйти уже в начале наступающего года.

«Мы проводили исследование в момент активной трансформации ИТ-ландшафта чтобы увидеть, как для разных участников проходит процесс импортозамещения, что мешает, и с какими вызовами они столкнулись. Для компании, которая взаимодействует с самыми разными игроками ИТ-рынка, важно вести аналитическую работу, чтобы иметь объективное представление о текущей ситуации. Это помогает нашим партнерам корректировать стратегию развития бизнеса и лучше слышать заказчиков, разработчикам — совершенствовать существующие инструменты, а нам, как дистрибутору — пополнять партнерский канал актуальными сервисами, предлагать рынку конкурентоспособные предложения и усиливать поддержку по разным направлениям. Мы увидели основные проблемные зоны. Но мы заметили и тенденцию к решению этих задач через технологические альянсы и комплексные продукты для преодоления основных барьеров и скорейшего достижения импортонезависимости», — комментирует Ольга Гоз, директор по маркетингу Axoft.

Издание IT Channel News выступило партнером исследования. „«Слова „импортозамещение“, „импортонезависимость“ в нашем издании в 2022 году были, наверное, наиболее часто употребляемыми, — говорит Элина Золотова, издатель и главный редактор IT Channel News. — И когда речь идет о сфере ПО, это не лозунги и не пустые определения, поскольку есть реальные успехи. По словам премьера Михаила Мишустина, „для 80% иностранных программ есть отечественные аналоги, а по трети позиций представлено два и больше вариантов отечественных решений; более половины представленных на рынке аналогов нуждаются лишь в доработке“. А глава Минцифры Максут Шадаев отмечает, что „у нас практически нет отраслей, где бы не было российского софта“. Коллеги из Axoft провели грандиозную работу, чтобы выяснить, что по факту представляет собой импортозамещение ПО в госструктурах и коммерческом секторе: какие задачи у заказчиков; какое ПО используется сейчас и в чем их потребности; какие барьеры мешают процессу; почему коммерческие заказчики заняли выжидательную позицию; какие шаги предпринимают ИТ-компании, чтобы удовлетворить потребности заказчиков в импортонезависимом софте, где точки роста для них и проч. Думаю, что результаты этого исследования будут полезны партнерам Axoft для принятия решений по дальнейшему развитию бизнеса».

Запросить полные результаты исследования

Источник: Максим Белоус, IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости