Начало тут

Приватные «облака» пользуются большей популярностью у российских компаний, чем публичные, говорит Евгений Колбин, генеральный директор Cloud, приводя данные исследования компании, проведенные совместно с «Технологи доверия»: private cloud используют в составе своей инфраструктуры 59% опрошенных в ходе определения рейтинга зрелости российского «облачного» сегмента, а public cloud — 46% (разумеется, корпоративные заказчики могут работать с и приватными, и с публичными одновременно).

Public или private?

Практикуя разворачивание «облака» в формате in-house, на собственной вычислительной инфраструктуре, следует помнить, что в этом случае придется забыть о ряде важных преимуществ классического «облака»: масштабируемости, эластичности, защищенности и т. д. Технически все это достижимо, только в варианте private cloud это корпоративному заказчику придется обеспечивать самостоятельно. В этом случае на стороне заказчика также остаются вопросы расширения вычислительных мощностей и обеспечения бесперебойной работы «железа», стоящего за «облаком», что в современных условиях весьма непросто. Соответственно, под вопросом оказывается высокий уровень экономии на разворачивании ИТ-инфраструктуры компании в «облаке» — напомним, что средний показатель экономии, получаемой российскими компаниями при переносе инфраструктуры в cloud, составляет 30%, по данным исследования компаний Cloud и «Технологи доверия». Но в случае с private cloud этого можно и не достичь хотя бы потому, что нужные для этого компетенции, экспириенс и ноу-хау у провайдеров публичных «облаков» в большинстве случаев будут существенно выше, чем доступны на стороне компании-заказчика.

Однако у private cloud есть и ряд несомненных плюсов. Частное «облако» повышает степень утилизации «железа», уже имеющегося у заказчика (не выбрасывать же работающие серверы!). При использовании private cloud под полным контролем заказчика остается все, включая данные, что бывает критично. Наконец, такой переход упрощает и ускоряет будущий перенос инфраструктуры на мощности провайдеров публичных «облаков» (см. врезку), к услугам которых уже прибегают все больше российских корпоративных заказчиков. Спрос на аренду базовой «облачной» инфраструктуры по-прежнему остается наиболее востребованным и быстро растет — более 60% от числа всех запросов! — но есть и более динамичные сервисы, востребованность которых за прошлый год выросла в разы, отмечают в КРОК.

Заметим, что значительная часть российских заказчиков успешно используют как приватные, так и публичные «облака». Как видно, понятия «гибридность» и «мультиоблачность» получают новое звучание и должны учитывать сочетание private- и public-ресурсов, используемых для создания ИТ-ландшафта.

Длительность процесса миграции в «облако» — что в частное, что в публичное — для российских компаний составляет от трех месяцев до года, по данным исследования «облачной» зрелости российских компаний, проведенного компаниями Cloud и «Технологии доверия». Перенос инфраструктуры с одного «облака» на другое — а в перспективе компании перейдут на публичные cloud-ресурсы по чисто экономическим причинам — занимает гораздо меньше времени.

Динамика софтверного рынка как драйвер для «облаков»

Бизнес отдает предпочтение использованию гибридных или полностью «облачных» решений, спрос на которые растет кратно, говорит о ситуации Александр Осипов, директор по «облачным» платформам и инфраструктурным решениям «МегаФона». Получение программного обеспечения из «облака» становится все более востребовано среди российских корпоративных заказчиков, причем как крупных, так и из сегмента СМБ.

Для удовлетворения этого спроса российским вендорам нужны ресурсы «облака»! За прошедший год высокий рост запросов на «облачную» инфраструктуру — более 110% — был от производителей программного обеспечения, отмечает Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса Stack Group и M1Cloud: «„Облака“ становятся платформой для размещения российского ПО и платформой для российских разработчиков».

Напомним, что в российских условиях идет активное развитие форматов IaaS и PaaS, как отмечено в исследовании компаний Cloud и «Технологии доверия». На снижении расходов при внедрении софта через «облако» делают акцент российские вендоры. «Доступ к безопасному и современному офисному ПО по подписке снижает инфраструктурные затраты заказчиков, а также позволяет быстро организовать удаленную совместную работу с документами и повысить эффективность работы до 30%», — отметил Александр Иванников, коммерческий директор в компании «МойОфис».

Причин популяризации платформ и, соответственно, PaaS в российских условиях несколько. «Первая — это снижение затрат на разработку и адаптацию новых программных решений за счёт готовых модулей, интегрированных в соответствующую платформу, ускорение и повышение качества разработки. Второй важный аспект использования платформенных программных решений — возможность развивать и наращивать функционал „вокруг данных“, уже обрабатываемых решениями на базе платформы. И третье — это возможность интеграции решений различных вендоров на основе единых механизмов», — говорит Александр Мавродиев, генеральный директор «Нетрика». Популяризация PaaS также работает как саб-драйвер для «облачного» сегмента.

Вместо заключения

Иногда российские компании с излишней осторожностью относятся к концепции перехода в «облако» несмотря на развитость национального «облачного» сегмента, но такой подход несет реальные бизнес-риски! «Очень многие опасения и общие подходы к „облачной“ миграции в современных условиях значительно устарели, — подчеркивает Алексей Залецкий, эксперт в области информационной безопасности компании CorpSoft24. — Придерживаться их в стратегии дальнейшего ИТ-развития компании означает подвергать себя риску неправильного решения с последующим отставанием от трендов отрасли и конкурентов».

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости