Основные драйверы российского «облачного» рынка получают специфику, обусловленную изменениями в национальной экономике и другими особенностями момента. «Тремя главными стимулами, побуждающими организации мигрировать в „облако“, являются проекты по модернизации ИТ-инфраструктуры, потребность в снижении трудозатрат на обслуживание инфраструктуры и назревшая необходимость в ее масштабировании», — говорит Евгений Колбин, генеральный директор компании Cloud. У «облаков» в российских реалиях большое будущее, которое, судя по всему, стремительно настает уже в этом году. Тренд будет развиваться опережающими темпами из-за наличия дополнительных драйверов.

Санкции как драйвер

Глобальная проблема с дефицитом новых компьютеров, которая тянется со времен первых волн коронавируса и погодных катаклизмов, накрывших в позапрошлом году фабрики по производству чипов на Тайване и в Техасе, в российских условиях усугублена разрушением традиционного канала поставок вычислительных систем. «Параллельный импорт» идет, но этот формат проблематичен по известным причинам.

В теории китайские вендоры в сегменте персональных систем и серверных решений вполне могли бы заменить ушедших НР и Dell — мощностей одной Lenovo хватило бы для покрытия российского рынка, не такой уж он и большой. Но на практике мы увидели радикально иной подход китайских вендоров, для которых преимущества от захвата локального рынка не компенсировали рисков от возможного попадания под санкции — вторичные, а, может, и первичные.

«Красная отвертка» сейчас испытывает жесткие проблемы из-за ряда факторов: исчезновение привычного канала с простым и привычным доступом к нужным комплектующим, сложности с масштабированием локальных производств, разрыв налаженных технических связей с вендорами процессоров и других электронных компонент. Также отметим недостаточное взаимодействие вендоров с российскими дистрибьюторами, что создает производителям серьезные проблемы с разными аспектами развития бизнеса — от поставок и продаж до техподдержки и трансляции экспертизы. Кроме того, «красные ПК» оказываются достаточно дорогими из-за «эффекта масштаба» для производства внутри РФ.

Детально про ситуацию с локальным рынком компьютеров — как ПК, так и серверов — мы поговорим отдельно. Сейчас для нас важно, что корпоративные заказчики оказываются особенно остро заинтересованы в продлении жизненного цикла компьютеров, а также в увеличении коэффициента утилизации имеющихся вычислительных мощностей. Первое более выраженно для ПК, второе — для серверов, хотя в общем случае оба варианта актуальны для обоих сегментов. Оба направления активно драйверят российские же «облака». Но это не единственный локальный драйвер, получивший новое звучание.

Сервис под санкциями

Заметим, что проблемы есть не только с приобретением новых вычислительных мощностей, но и с обслуживанием — как новых, так и установленных ранее. Традиционные схемы сервиса оказались разрушенными, новые приходится изобретать на ходу. Большинство российских компаний — 68,5% — в прошлом году уже столкнулись с проблемами, вызванными потерей поддержки ушедших вендоров, по данным исследования «Сценарии сопровождения и развития ИТ-инфраструктур. Рынок сервиса и технической поддержки».

Заметим, что данные системные проблемы полностью не решены и сейчас, что превращается в ингибитор для национального ИТ. Даже к концу года 22% респондентов отмечали серьезные сложности с развитием инфраструктуры. «Сложно складывается ситуация для представителей крупного бизнеса, — говорит Валентин Губарев, директор департамента инфраструктурных решений и сервисов в компании КРОК. — Их ИТ-инфраструктура создавалась на протяжении многих лет на базе мультивендорных решений, и сейчас остро встает вопрос о поддержке работоспособности действующих систем».

Многие компании стали разворачивать сервисы in-house — по данным исследования, количество таковых возросло вдвое (!) и достигло 49% — однако это, мягко говоря, не оптимальное решение. Создание собственного сервиса — деятельность непрофильная, проблемная и к тому же достаточно дорогая в плане как привлечения специалистов (их мало), так и инвестиций для создания собственных ремонтных мастерских и складов с комплектующими (а 11% респондентов отметили рост стоимости оборудования и комплектующих).

Универсальный ответ на оба вызова

Ответ на оба вызова — и с проблемами поставки оборудования, и с вопросами обеспечения сервиса — для российских компаний один: перенос центр тяжести вычислений в «облака» — лучше в публичные, но в ряде случаев подойдут и приватные. Конечно, не все можно вынести в «облако», но чем больше компонент инфраструктуры туда отправят корпоративные заказчики — тем лучше, что особенно заметно в современных российских условиях.

Мощным мотиватором для внедрения «облаков» является экономическая эффективность соответствующих решений. «Продолжает расти число запросов и проектов по миграции в российские облака, так как миграция позволяет сократить расходы, снизить уровень неопределенности с заменой устаревшего ИТ-оборудования, позволяет не снижать темпы роста, обеспечивать необходимую скорость развития бизнеса», — говорит Александр Иванников, директор по развитию бизнеса mClouds.

Переход на «облачную» инфраструктуру дает огромную экономию компаниям. При использовании «облака» в сравнении с локальной инфраструктурой средний уровень экономии организаций составляет 15-30%, отмечает г-н Колбин.

Положительную динамику в количестве запросов на внедрение новых «облачных» сервисов отмечают интеграторы. Например, в 2022 году на треть (!) выросло число соответствующих запросов от промышленных организаций, по данным КРОК. Внутри этого направления тоже есть лидеры и аутсайдеры. Например, выше среднего был рост количества запросов в сегменте химической и нефтехимической промышленности (120%) и логистики (33%), ниже — от нефтегазовых (27%), телекоммуникационных (23%) и страховых (16%) компаний.

«Перенос ИТ-инфраструктуры в „облако“ — это возможность перераспределить финансовую модель в сторону операционных затрат, снизить расходы, а также, что особенно актуально в текущий момент, обеспечить бесперебойную работу систем и повысить их отказоустойчивость», — считает Олег Бирюков, директор корпоративного бизнеса региона Восток в компании «Билайн». Переход на cloud-решения позволяет масштабировать ИТ-ресурсы и сохранять стабильность их работы даже при пиковых нагрузках, отмечает г-н Бирюков.

Заметим, что большинство российских корпоративных заказчиков «облака» уже используют. Несмотря на относительно низкий уровень «облачной» зрелости российских компаний, согласно совместному исследованию компаний Cloud и «Технологии доверия», только каждая пятая крупная компания в РФ (точнее, 21%) использует для построения ИТ-ландшафта ИТ, развернутые только on-premise. Большинство работают с «облаками» — как с приватными, так и с частными.

У малого бизнеса профиль использования облаков может быть другим, но cloud-ресурсы он тоже применяет. Например, микро-бизнес — предположим, мини-пекарня или репетитор-ИП — будут использовать электронную почту, причем наверняка из «облака», их отчетность с высокой степенью вероятности ведет бухгалтер-аутсорсер, работающий с «облачной» же «1С», и т .д. Заметим, что компания, попадающая под категорию «малый бизнес», согласно законам РФ может иметь до сотни наемных работников, так что для многих из них актуальна вполне традиционная и достаточно развитая cloud-инфраструктура.

Вместо заключения

Подчеркнем острую необходимость развития российского «облачного» сегмента, как количественную, так и качественную. Доля, занимаемая «облачными» сервисами на российском ИТ, заметно ниже, чем данный показатель для глобального рынка, как показало совместное исследование компаний Cloud и «Технологии доверия». Но кроме количественного роста сегменту нужно и качественное совершенствование. Ситуация осложнена тем, что многие глобальные игроки «облачного» сегмента после введения санкций с российского рынка ушли, унося с собой как продукты, так и компетенции. По богатству и наполненности предложения российских провайдеров уступают разнообразию мирового рынка, отмечает Михаил Бараблин, партнер компании «Лига Цифровой Экономики». Некоторые запретительные меры можно обойти неофициальным путем, однако большинство российских потребителей предпочтут отечественных поставщиков «облачных» решений, уверен г-н Бараблин. Для развития национальной экономики ситуация с российскими «облаками» должна быть исправлена, но для этого потребуются усилия всех игроков российского рынка ИТ.

Продолжение следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости