За последние 3 года количество компаний, использующих cloud-инфраструктуру, в российской экономике утроилось, по данным совместного исследования компаний Cloud («Облачные технологии») и «Технологии Доверия» (образована на базе российского отделения PwC), которое было посвящено выяснению уровня «облачной» зрелости российского бизнеса. При ближайшем рассмотрении становится видно, что хотя проникновение «облаков» в практику российского бизнеса оставляет желать лучшего, общий тренд остается восходящим.

Особенность момента в РФ

Глобальные тренды на перенос инфраструктуры в «облака» действуют и на российском рынке, но есть одна особенность, способствующая ускоренному развитию cloud-направления: корпоративные заказчики сталкиваются с проблемами развития on-premise-инфраструктуры. К глобальному дефициту компонент добавились сложности с поставкой. Как показывает практика, «параллельный импорт» не является полноценной заменой традиционному каналу. Также усложняет ситуацию нарастающий недостаток ИТ-специалистов. Только по официальным данным страну покинуло порядка ста тысяч «айтишников», как заявил Максут Шадаев, глава Минцифры.

Оба упомянутых фактора являются мощными драйверами для миграции корпоративной инфраструктуры в «облака». Российские cloud-провайдеры располагают необходимыми возможностями как по «железу», нужному для предоставления заказчикам вычислительных мощностей, так и по персоналу, достаточному для обеспечения стабильной и бесперебойной работы сервисов.

«Облака стали обязательной частью ИТ-ландшафта крупных федеральных компаний и государственных структур, а также среднего и даже малого бизнеса», — говорит Алексей Данильянц, генеральный директор M1Cloud.

Общая картина сложного года

Важно, что положительная динамика «облачного» рынка в РФ была продолжена и в уходящем году.

«Сегмент активно развивался все последние годы, положительная динамика наблюдалась и в очень непростом 2022 году», — отмечает Евгений Колбин, генеральный директор Cloud. Санкционное давление вполне могло привести в РФ к «cloud-контрреволюции» — массовому отказу от «облаков» и переносу инфраструктуры на ресурсы, расположенные on-premise, которые находятся под полным контролем заказчика. Однако российские корпоративные заказчики панике не поддались, а отреагировали согласно рыночным и технологическим вызовам.

«Российский бизнес как никогда активно устремился в „облака“, испытывая сложности в поставках оборудования, в необходимых технических компетенциях, в стремлении обеспечить высокий уровень информационной безопасности, — отметил г-н Данильянц. — Наибольшую востребованность показала гибридная модель ИТ-инфраструктуры, поскольку собственные on-premise решения, по крайней мере временно, потеряли возможность к масштабированию — cloud-среда стала ключевой для продуктивных и критических ИТ-систем».

Рост национального «облачного» рынка по итогам года составит не менее 30%, по прогнозам Stack Group. Компании, использующие «облака», тратят на cloud-сервисы в среднем 8,4% бюджета, выделенного на ИТ, по данным совместного исследования компаний Cloud и «Технологий Доверия». Это огромная сумма, которая демонстрирует устойчивую тенденцию к росту.

Потенциал для дальнейшего роста присутствует

В настоящее время «облака» используют порядка 3% российских компаний, по данным исследования компаний Cloud и «Технологий Доверия». В данном случае за 100% брали все зарегистрированные российские компании, значительная часть которых инфраструктурой не располагает. Косвенными пользователями «облачных» ресурсов являются даже мельчайшие компании — например, ларек в отдаленном регионе ведет финансовую отчетность, которую делает работник-оутсорсер, использующий «облачную» бухгалтерию — но такие варианты в исследование не попали.

Будет расти количество «облачных» решений у компаний, использующих cloud-платформы для бизнес-задач, к актуальности «облака» будут приходить новые корпоративные заказчики в РФ. Все большее количество клиентов будет реализовывать проекты по миграции элементов собственной ИТ-инфраструктуры из on-premise в «облако». Данная миграция — процесс непростой, в зависимости от размеров бизнеса и особенностей задач в настоящее время она занимает от трех месяцев до года, как отмечает Анастасия Кабаева, исполнительный директор технологической практики в компании «Технологии Доверия».

Показатель общей «облачной» зрелости создан для оценки готовности российского корпоративного заказчика к внедрению/масштабированию «облачных» технологий в собственной ИТ-инфраструктуре, учитывая ряд факторов: от компетенций сотрудников до наличия бюджета для этого процесса. Как отметил исследователи, параметр в значительной степени связан с общей зрелостью организаций, которая предполагает стандартизацию процессов, внедрение автоматизации и т. д., как отметил Николай Шунеяв, руководитель подразделения Competitive Center в компании Cloud.

Медианный уровень данного параметра составил 28%, средний показатель — 35%. На вертикальных рынках наибольший уровень «облачной» зрелости продемонстрировали индустрии развлечения и медиа (49%), ИТ (49%) и ритейл (47%). Интересно, что «средний чек» на cloud-сервисы максимален у финансовых организаций (среднегодовые затраты 17,8 млн руб. на компанию), а дальше идет тройка лидеров по зрелости: ритейл (16,8 млн руб.), ИТ (12,8 млн. руб.), развлечения и медиа (7,2 млн руб.).

Опережающий рост необходим

Как ни странно, в России «облачный» сегмент оказывается развит довольно слабо. Российский «облачный» рынок составляет порядка 1,1% от мирового в денежном выражении, отметил г-н Колбин. Напомним, что в 2021 году доля РФ в глобальной экономике составляла 3,07%, в 2022, согласно прогнозам, снизится до 2,72%, по данным МВФ.

Даже в ИТ-сегменте РФ проникновение «облаков» оказывается в 2,4 раза ниже глобальных показателей: 5,7% против 13,7%, соответственно, в денежном выражении. Однако следует отметить, что проникновение «облаков» и повышение эффективности их использования зависит как от провайдеров, так и от заказчиков.

FinOps: новые практики, вызванные «облаком»

Участники рынка отмечают, что использование «облаков» требует обновления и расширения методов управления ИТ-инфраструктурой. Это привело к возникновению практики FinOps, которая представляет собой совокупность процессов управления затратами на «облачные» сервисы, что находится в областях ответственности разных подразделений компании, а также на стыках ряда компетенций.

«Применение практики FinOps помогает финансовым, бизнес- и ИТ-подразделениям принимать совместные решения о расходах на „облака“, оптимизировать „облачные“ затраты и извлекать максимум бизнес-ценности», — говорит Станислав Быков, директор по развитию проекта Cloudmaster в компании Softline.

В последнее время все больше крупных компаний создают FinOps-команды, в которых специалисты как финансового, так и инженерного профиля работают над проектированием и внедрением экономически эффективных cloud-решений, поддерживая устойчивые и прозрачные процессы управления «облачными» затратами. Экономические стратегии тут требуют регулярного пересмотра и оптимизации, не говоря уже о тактиках, правильное применение которых на пластичном рынке поставщиков «облачных» сервисов может обеспечить существенную экономику — до 30%, как отмечают в исследовании «облачной» зрелости российского рынка компании Cloud и «Технологий Доверия».

Осознавая гибкость и масштабируемость «облаков» ряд управленцев считают — возможно, небезосновательно — что широкомасштабный переход на cloud-решения несет риски утраты контроля за ИТ, отмечает г-жа Кабаева, но развитие практики FinOps во многом снимает этот барьер для внедрения «облачных» технологий. Эффективная стратегия по управлению «облачной» и локальной инфраструктурами, разумеется, индивидуальна для каждого корпоративного заказчика. Но результат того стоит. Средний уровень экономии российских организаций при грамотном использовании «облака» составляет 15-30% по сравнению с локальной инфраструктурой, по данным исследования.

Что дальше?

Рынок оценил возможности «облаков», российская индустрия готова предоставлять востребованные сервисы — легко предположить, что проникновение «облаков» будет расти. Это подтверждают данные исследования: значительная часть российских компаний — 37% планируют в будущем увеличивать объем потребления облачных ресурсов, многие — 28,5% — уверены в значительном увеличении потребления cloud’а уже в среднесрочной перспективе, то есть течение наступающего года.

«Облака являются одним из главных драйверов российского рынка информационных технологий», — отмечает г-н Колбин.

Внедрение «облачных» решений происходит как в корпорациях, так и в сегменте СМБ. «„Облачная“ модель сокращает расходы на организацию рабочего места и сохраняет эффективность бизнес-процессов, что делает ее доступной для среднего и малого бизнеса», — говорит Александр Осипов, директор по облачным платформам и инфраструктурным решениям «МегаФона».

Малые и средние компании крайне заинтересованы в оптимизации расходов — в том числе, на ИТ — поэтому внедрять «облачные» решения будут более активно, чем российские корпорации. Планируемое увеличение потребления cloud-решений из публичного «облака» в течение ближайшего года для корпораций составляет 30-32%, для среднего бизнеса — 34%, а для малого — 49%, по данным исследования компаний Cloud и «Технологий Доверия».

Из технических моментов, которые будут актуальны в ближайшем будущем, г-жа Кабаева отметила ожидаемый рост спроса на суперкомпьютерные вычисления в «облаке». Это нужно российским компаниям как для развития — исследований, моделирования в рамках проверки гипотез, проектирования новых товаров и т. д. — так и для решения повседневных задач, например, расширения возможностей smart-видеонаблюдения.

Опережающий рост в «облаках» будет у AI-инструментов, уверена г-жа Кабаева: сервисов для решения бизнес-задач, а также элементов для интеграций в приложения и веб-сервисы. Примером могут служить голосовые роботы, которые продолжают наращивать проникновение. «В 2022 году росла популярность голосовых роботов в различных сегментах, — говорит Рамиль Биккужин, коммерческий директор МТТ. — Особенно высокий рост подключений голосовых роботов от МТТ VoiceBox в уходящем году наши аналитики зафиксировали в таких сегментах, как недвижимость, здоровье и образование. Например, в медицинском центре цифровому ассистенту можно поручить запись на прием и напоминание о предстоящем визите, в вузе — общение с потенциальными абитуриентами, в агентстве недвижимости — с покупателями квартир».

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News

Версия для печати (без изображений)   Все новости