27 февраля 2023 г.

Под самый конец февраля американское Министерство торговли в очередной раз расширило рестрикции в отношении экспорта высокотехнологичных товаров и «предметов роскоши» в Россию и Белоруссию. В перечень товаров, запрещённых к экспорту и даже реэкспорту (точнее — требующих для этого особой лицензии того же Минторга), вошли весы ценой более 100 долл. за единицу, холодильники дороже 750 долл. и ещё великое множество товаров, среди которых для ИТ-канала по понятным причинам наиболее интересны смартфоны и принтеры, цена которых при оптовых поставках превышает 300 долл. за единичный экземпляр. Однако вот вопрос: какими окажутся реальные последствия этого грозного запрета?

Контора пишет

Год с лишним назад, 24-го февраля (да-да, прямо в день начала СВО), The New York Times опубликовала подробный обзор целой серии рестрикций, введённых администрацией Байдена против России. Серия эта включала приостановку прямого экспорта как американских технологий, так и их конечных продуктов, произведённых вне США, но с использованием изготовленных в этой стране станков, программного обеспечения и/или чертежей.

Специальные оговорки были сделаны в отношении продукции, предназначенной для конечных потребителей, — такой как смартфоны, бытовая электроника или цифровые камеры. Пользуясь в основном именно этими оговорками (а также последовавшим позже рядом послаблений в введённых рестрикциях — связанных с сетевым оборудованием, например), бизнес сравнительно быстро наладил обходные пути импорта запретных ИТ-товаров в Россию.

В последнее время даже Microsoft отменила блокировку IP-адресов для закачки своих продуктов из РФ, даже Dell принялась заключать мировые соглашения с понёсшими из-за её ухода убытки отечественными партнёрами... Казалось, сугубо практические соображения взаимной выгоды берут верх над идеологическими установками, и бизнес по обе стороны границы сумеет выстроить устраивающую в целом всех новую схему взаимодействия — поскольку российский рынок, хотя по абсолютным показателям оборота и не самый выдающийся в мире, в плане динамики на фоне многих прочих сегодня смотрится чрезвычайно привлекательно.

Но, судя по всему, давление на западных коммерсантов со стороны их правительств нарастает. Вот уже и Volkswagen, как пишет немецкая Handelsblatt, принимается за борьбу с параллельным импортом своих новых авто в Россию, запрещая продажи машин со своих китайских заводов китайским же независимым дилерам, которые перепоставляют затем их в РФ. Борьба эта ведётся с истинно германской пунктуальностью: вендор составляет списки автодилеров, замеченных в организации параллельных поставок, и прекращает с ними сотрудничество.

В ответ на что китайские бизнесмены чаще всего недоумённо пожимают плечами и добавляют ещё одно звено в цепочку перепродаж. Да, добирающееся в итоге до России авто оказывается ещё на несколько процентов дороже, но Париж стоит мессы. Юридическому лицу с иностранным участием в КНР не так-то просто, действуя со стороны (не имея прямого доступа к базам данных налоговых органов, например), отследить перемещения приобретённых товаров на открытом рынке столь внушительных размеров. Тем более, что поток машин в Россию ничтожен по сравнению с внутрикитайским, — дерево проще прятать в густом лесу.

Дела идут

Насколько вероятно появление аналогичных схем в отношении очередной порции «предметов роскоши» (ну да, бытовые весы дороже 100 долл. вполне заслуживают этого горделивого наименования, — наверняка ведь они инкрустированы бриллиантами, чтобы хоть как-то оправдать эту цену) и ИТ-товаров из нового рестрикционного перечня Минторга США? Из общеэкономических соображений — более чем.

Так, мировой рынок смартфонов продолжает оставаться едва ли не в худшей за всю свою историю форме. Единственный вендор, показавший по данным Canalys годовой прирост отгрузок в количественном выражении — правда, всего на 1% от уровня 2022-го, — это Apple, средняя розничная цена на модели которой существенно выше, чем у прочих мировых брендов (если не брать в расчёт всё ещё живой Vertu с его ничтожными объёмами продаж). Безусловно, любой нормальный капиталист в таких реалиях будет рад любой возможности дополнительно реализовать даже не самую крупную партию своих гаджетов — пусть с использованием многозвенной цепи посредников, но с гарантией хоть какой-то прибыли.

В России модели iPhone пока остаются довольно популярными (это притом, что в мире они расходятся хуже ожиданий), но волюнтаристскую политику Apple всё труднее становится игнорировать даже самым ярым её поклонникам. Мало того, что американский вендор ограничивает доступ российских разработчиков в App Store, так ещё и недавняя инициатива по «заряжанию смартфона чистой энергией» (Clean Energy Charging) наверняка многих заставит перейти от размышлений о смене мобильной платформы к практическим действиям.

Суть в том, что начиная с iOS версии 16.1 активация режима Clean Energy Charging будет означать фактический отказ от подзарядки устройства в любое удобное пользователю время — и возможность проводить её лишь когда эта процедура «оставляет минимальный углеродный след». Система — на основании данных о том, какова в данный момент нагрузка на электросеть в данной конкретной географической точке — будет сама решать, подавать на батарею iPhone заряд из розетки, к которой он подключён кабелем питания, или же нет. Если нагрузка близка к пиковой, смартфон заряжаться не будет, — таким образом, поясняют разработчики, удастся хотя бы ненамного выровнять потребление электроэнергии в районе, где прямо сейчас находится счастливый владелец «культового» гаджета.

В сегменте принтеров всё ещё проще: по итогам IV кв. 2022 г., сообщает ITResearch, в России активно росли продажи лазерных устройств — прежде всего тех брендов, которых новые рестрикции Минторга США, мягко говоря, не касаются: Pantum, F+Imaging, «Катюша», Avision, Deli, Huawei. Со струйными моделями ситуация хуже, поскольку здесь уже не первый год доминируют СНПЧ-модели глобальных вендоров — которые исправно прекратили официальную работу в России ещё в 2022-м. Но, поскольку приходящаяся на струйные принтеры и МФУ доля российского рынка не превышает на данный момент 10% (и это самое низкое значение аж с 1998 г.), значительного эффекта от новых рестрикций и здесь ожидать не приходится.

Понятно, что дорогие гаджеты под всемирно известными марками приобретают не столько в погоне за престижем, сколько по чисто прагматическим соображением: они в среднем и более надёжны, и обеспечиваются лучшей техподдержкой. Точнее, обеспечивались, пока в России оставались официальные представительства их вендоров, действовали сертифицированные сервисные центры, профильные специалисты регулярно проходили авторизованное обучение и т. д. Сегодня же в полный рост встаёт вопрос о том, ТСО какого устройства окажется ниже на интервале 3-5 лет, — ввезённого по параллельному импорту подрестрикционного, или же напрямую поставленного от российского или китайского бренда с прямым же обеспечением соответствующими сервисами.

Возвращаясь к смартфонам, следует указать, что потребители уже начинают давать вполне определённый ответ на этот вопрос. Так, «АльфаСтрахование» отмечает рост спроса на страховую защиту смартфонов и иных гаджетов непривычным потребителям марок, прежде всего китайских. Участники канала всё чаще предлагают такой сервис своим покупателям, снижая тем самым их вполне объяснимую тревожность в отношении непривычных брендов.

Вполне вероятно, что такое страхование — причём предлагаемое как физическим, так и юридическим лицам — поможет повысить привлекательность более дешёвых и доступных ИТ-устройств. Элиминируя тем самым в среднесрочной перспективе саму необходимость параллельного импорта продукции глобальных вендоров — дорогой и обременённой целым букетом рестрикций (включая внутренние, программные). Клиентов всё больше станет заботить не привычность/непривычность марки приобретённого гаджета, а неиллюзорная вероятность его «окирпичивания» после очередного обновления микрокода — просто потому, что очередной мировой бренд решил вдруг окончательно порвать отношения с Россией по указке всё того же американского Минторга.

Безусловно, верные поклонники смартфонов Apple, струйных принтеров HP и напольных весов за 75 тыс. руб. и более в России ещё долго не переведутся, — но для их весьма ограниченного круга каналу совсем не сложно будет организовывать обходные каналы импорта сколь угодно большой сложности. Был бы только спрос!

Источник: Максим Белоус, IT Channel News