20 марта 2023 г.

За последние 5 лет государство предприняло значительное число инициатив, направленных на повышение качества взаимодействия бизнеса с государством.

Среди них регуляторная гильотина, реформа контрольно-надзорной деятельности, моратории на проверки, создание единого реестра контрольно-надзорных мероприятий, создание офисов единого окна для бизнеса, перевод госуслуг для бизнеса и выдачи части лицензий в электронный вид и другие инициативы.

Институт экономики роста им. П.А. Столыпина провел опрос бизнеса как в целом сообщество оценивает работу этих инициатив, сказались ли данные изменения на практических кейсах взаимодействия.

В опросе приняли участие более 1300 собственников и руководителей бизнеса из разных регионов России, среди которых 54 % микробизнеса, 32 % малого бизнеса, 9,5 % среднего бизнеса, 4,5 % крупного бизнеса.

Результаты опроса показали, что (помимо стандартных сдачи отчетности и уплаты налогов) 23 % бизнеса вообще не взаимодействует с государством в течение года, 33 % взаимодействует 1-2 раза, 20 % 3-4 раза, 7 % 5-6 раз, более 6 раз взаимодействует 17 % респондентов. Среди тех, кто чаще всего взаимодействует с государством рекордсменом являются строительство, пассажирские перевозки, сельское и лесное хозяйство.

В целом если принять количество субъектов предпринимательской деятельности в России близким к 6 млн. (примерные цифры реестра МСП, крупный бизнес в числе 6 млн. занимает незначительную часть), всего бизнес (помимо отчетности и уплаты налогов) имеет с государством в год порядка 17,5 миллионов контактов, что само по себе является немалым числом и предполагает как масштабность государственного штата, задействованного во взаимодействии с бизнесом, так и важность самой задачи по улучшениям в данной сфере.

53 % респондентов вспоминают опыт взаимодействия с государством как нейтральный [33,9%] или негативный [19,1%]. 47 % как позитивный [32%] или поровну позитивный и негативный [15%].

Подавляющее число взаимодействий связано с получением лицензий и разрешений [49,5%] и проверками [46%], на третьем месте получение поддержки [33%], что примерно соответствует результатам других опросов — поддержку в России получают порядка трети предпринимателей.

Среди того, что больше всего раздражает бизнес при взаимодействии с государством — придирки и необоснованные требования, формальное толкование требований, затрудняющее ведение бизнеса, волокита. Коррупционные проявления отметил 21 % респондентов.

Предпринятые государством инициативы отчасти сработали — 50,5 % респондентов считают, что с государством стало работать проще, из них 31 %, что работать стало немного проще, 19,5 %, что работать стало намного проще. Тем не менее процент неудовлетворенных все еще высок — 35 % считают, что ситуация не изменилась, а 14,5 % полагают, что работать стало сложнее.

Среди положительных эффектов предприниматели чаще всего упоминают повышение скорости взаимодействия [38,6%] — цифровизация сработала и уменьшение числа формальных процедур [28%] — есть эффект и от регуляторной гильотины.

При этом подавляющее большинство опрошенных [66,5%] работают с офисами единого окна (МФЦ для бизнеса, центры Мой бизнес и другие), и 82 % считает, что данные сервисы упрощают взаимодействие с государством — вот где действия государства действительно можно считать успешными.

Однако 83 % опрошенных считают, что процедуры и практики взаимодействия нуждаются в улучшении.

Среди наиболее важных изменений — повышение компетенции и качества работы сотрудников госорганов, усиление борьбы с коррупцией (что несколько контрастирует с количеством тех, кто отметил данную проблему среди главных — это может говорить о высоком уровне латентной, скрытой коррупцией), дальнейшее упрощение процедур, введение реальной, а не формальной ответственности для чиновников и дальнейшее снижение числа требований.

Усиление цифровизации и количества сервисов единого окна в число главных шагов не вошли, что говорит о том, что данные инициативы, пожалуй, как стали основными успешными результатами, так и уже реализованы в значительной степени, сейчас сконцентрироваться надо на другом.

Кроме того цифровизация, возможно, у бизнеса ассоциируется не только с повышением удобства процедур, но и с многочисленными госсервисами (макркировка, другие системы прослеживаемости), поэтому и отношение к дальнейшей цифровизации пограничное.

65 % опрошенных не оспаривает действия государства, 23 % из них так как считают себя заведомо проигравшей стороной, 42% так как не видят оснований.

Из оставшихся остальных 35 % к оспариванию 21 % предпринимателей прибегают не чаще 1 раза в год, и только 13 % больше 1 раза в год.

К досудебным процедурам прибегают 43% опрошенных, к судебным 34%, 23 % считают, что основным способом урегулирования спора являются неформальные договоренности с госорганами.

Только 17 % полагают все процедуры разбирательств с государством полностью объективными. 47 % считают, что разбирательства объективны лишь частично, 27 % считают, что система всегда на стороне государства и оспорить ничего невозможно, 9 %, что Россия ничем не отличается по качеству оспаривания от других стран, однако самих претензий к бизнесу должно стать меньше.

Качеством досудебных процедур удовлетворено 56 % и не удовлетворено 44% участвовавших в них предпринимателей.

При этом главными направлениями совершенствования досудебных процедур является повышение их открытости, так как они происходят внутри госорганов и неподконтрольны независимым наблюдателям и расширение самого применения досудебных процедур.

53 % предпринимателей удовлетворены качеством судебных процедур оспаривания, 47 % нет. Среди главных мер совершенствования респонденты отмечают контроль за судами, где государство «всегда побеждает», обеспечение полной и однозначной мотивировки судебных решений, повышение скорости рассмотрения дел, обязать суды учитывать заключения независимых экспертов, а не только назначенных судом.

Интересны аспекты взаимоотношений с государством бизнеса разных размеров. Так, 32 % крупного бизнеса отметило, что взаимодействует с государством более 6 раз в год, это значительно больше, чем среди микро и малого бизнеса.

При этом в крупном бизнесе больше довольных взаимодействия с государством (39 % имеют позитивный опыт и 28% примерно поровну позитивный и негативный, однозначно негативный только 2,8 %) — крупному бизнесу работать с государством проще.

Среди крупного бизнеса и меньше тех (11 %) кто среди главных проблем отмечает коррупционные проявления. При взаимодействии коррупционное давление касается больше малого и микробизнеса, в то время как крупный защищает себя за счет своих развитых юридических структур.

Больше тех, кто считает, что работа с государством сейчас находится на оптимальном уровне (38%).

Похожая картина и со средним бизнесом, однако, средний бизнес больше волнует проблема коррупции (28 %), и придирок со стороны госорганов (28 %).

Микробизнес оказался единственной категорий, где недовольных качеством досудебных процедур больше чем довольных. И где довольных и недовольных качеством судебных процедур равное число.

Из чего можно сделать вывод, что основной сегмент недовольных взаимодействием с государством концентрируется именно в самой массовой категории, в микробизнесе, на которой необходимо обратить наибольшее внимание на следующей стадии административного совершенствования процедур взаимодействия.

Выводы:

  • В целом усилия государства не проходят даром, в определенной степени и по определенным параметрам работать с государством стало действительно проще;
  • Прежде всего, это касается скорости взаимодействия и определенного снижения количества формальных процедур, связанных с изменением законов и регуляторной гильотиной.
  • Но число недовольных все еще высоко, только 47 % оценивают опыт как однозначно позитивный или смешанно-позитивной негативный, остальные как нейтральный или негативный, что говорит о том, что ключевое внимание должно быть обращено на практику правоприменения. Особенно важно это для самого маленького бизнеса — там недовольных больше всего.
  • Проблемы связаны связаны с недостаточной компетенцией сотрудников госорганов, недостаточной ответственностью для чиновников, в ряде случаев с коррупционными проявлениями.
  • Для улучшения практики необходимо повышать качество досудебных и судебных процедур оспаривания. Ведь именно там решается итог спора государства с бизнесом, если он возник.
  • До сих пор актуальна системная борьба с коррупцией. На протяжении нескольких лет по данным разных опросов фактор коррупции как выбывает, так и возвращается в число главных препятствий, мешающих ведению бизнеса.

Крайне важно организовывать постоянный обмен компетенциями и лучшими практиками среди госслужащих, ответственных за взаимодействие с бизнесом. Здесь возможно нужно расширить практику, применяемую Агентством стратегических инициатив по созданию банка лучших практик (по аналогии с «Всероссийским конкурсом лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», проведенном в 2019-2020 годах), на ведомственный уровень.

Актуальным остается вопрос ответственности представителей госорганов. За первое полугодие 2022 году по статье 19.6.1 Коап «Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре) муниципальном контроле» вынесено 84 % предупреждений и только 16 % наказаний в виде штрафа, тогда как по отношению к бизнесу штрафы все еще доминируют и составляют в большинстве органов более 50 %.

Источник: Пресс-служба Института экономики роста им. П.А. Столыпина