22 июня 2023 г.

Владислав Таболин

Несмотря на апокалиптические прогнозы, российский ИТ-рынок остается сравнительно стабильным, при этом системная интеграция — один из немногих сегментов, в которых ожидают умеренно оптимистичные результаты. И это почти парадоксально, учитывая ограничения, введенные западными вендорами, и относительную изолированность российского ИТ-рынка. Системная интеграция — неотъемлемая часть цифровой трансформации и создания полноценной ИТ-инфраструктуры современного бизнеса, без которой сложно представить его устойчивое развитие.

Между тем, общаясь с потенциальными клиентами, мы иногда сталкиваемся с непониманием того, какую пользу она приносит и как отражается на работе компании. Некоторые организации в России избегают этого процесса или недостаточно осведомлены о нём, чтобы принять решение о начале интеграции. Цель этой статьи — рассказать, как проводится системная интеграция, какие проблемы бывают при принятии решений о её начале, и о том, как повышать эффективность бизнеса.

Проблема принимающих решения

Основная проблема предприятий, не занимающихся системной интеграцией — архаичность представлений о бизнесе и его процессах. Камень преткновения — нежелание или неспособность понять, что безальтернативным способом развития почти любого современного бизнеса является цифровая трансформации. Системная интеграция — крайне важная часть цифровой трансформации, позволяющая выстроить целостную экосистему единого процессного подхода и обмена данными.

Часть российских топ-менеджеров воспринимает реальность бизнеса в парадигме устаревших моделей и не осознают необходимость ни цифровой трансформации бизнеса в целом, ни системной интеграции. Возникает неизбежный разрыв между их картиной мира и реалиями, к которым ведет развитие технологий.

Идеи глубокой автоматизации (прообраза цифровой трансформации) и системной интеграции в промышленности продвигались ещё со времён СССР, с 60-х годов прошлого века такими учеными как академик Глушков. Это произошло, как только были созданы минимальные возможности по созданию информационных систем. Тогда, как и сейчас, главный тормоз этих процессов — подход из серии: «Зачем мне это всё? Мне достаточно пройти по цехам и отделам, чтобы получить необходимые для управления данные».

Системная интеграция такими людьми воспринимается как нечто рискованное и затратное, как надстройка, возможно, упрощающая жизнь сотрудникам, но не приводящая к ощутимым экономическим эффектам. Очевидно, такое представление искажает суть и не соответствует действительности, в которой существует бизнес сегодня.

Риски отказа от системной интеграции

Коренным отличием исторических примеров от текущей ситуации является то, что сейчас компании существуют в условиях не плановой системы, а рынка. В плановой системе, где конкуренция отсутствовала, без этого можно было обойтись. В условиях рынка это снижает конкурентоспособность, увеличивает издержки и, как итог, приводит компанию к неизбежной утрате позиций на рынке.

Существуют лишь два варианта: или компания занимается цифровой трансформацией и системной интеграцией и сохраняет способность бороться за рынок, или отказывается от этого вида развития, уступая в конкурентной борьбе. Архаичные модели бизнеса и непонимание выгод системной интеграции — проблема многих предприятий в России.

Реальность преимуществ

Оценивая затраты на интеграцию, некоторые руководители часто сравнивают «сырые» данные о затратах на интеграционные процессы и текущий бюджет по сохранению зоопарка продуктов и поддержку решений, не объединенных в единую экосистему. Когда видят, что вложения в интеграцию больше, чем стоимость поддержки существующих продуктов, начинают скептически относиться к интеграции.

Так происходит, если не учитываются преимущества, которые интеграция дает процессам компании:

  • ускорение выполнения операций;
  • сокращение рутинных процессов;
  • снижение влияния человеческого фактора;
  • высокая доступность данных;
  • отказоустойчивость систем;
  • рост производительности подразделений.

Таким образом, процесс обмена данными между множеством приложений и сервисов выстраивается в единой автоматизированной системе. Это сокращает время и расходы на эти процессы. Например, когда ERP-система c бухгалтерскими функциями интегрирована с системой электронного документооборота, бухгалтерия сокращает время, необходимое для проводки, на 50%. Другой пример: применение электронного наряда допуска, который почти исключает вероятность простоя за счет длительного согласования, время оформления с одобрением всех ответственных лиц сокращается на 70-90%.

Вопреки распространенному представлению, экономические эффекты от реализации ИТ-проекта можно оценить. Для этого существует целый ряд критериев:

  • ROI — коэффициент окупаемости инвестиций;
  • IRR — внутренняя норма доходности;
  • PI — индекс рентабельности;
  • NPV — чистая приведенная стоимость;
  • PP — срок окупаемости.

Можно применить функционально-стоимостный анализ, экспертную оценку или проанализировать опыт других компаний и полученный ими результат. Кейсы по системной интеграции нередко публикуют в открытом доступе.

Системная интеграция в современных российских реалиях

Сегодня по геополитическим причинам сложилась ситуация, когда санкционные ограничения стали триггером, которые резко увеличили спрос на системную интеграцию и инфраструктурные ИТ-проекты. Особенно спрос вырос на импортозамещающие решения, а также на поддержку и интеграцию не поддерживаемых вендорами западных систем.

Например, речь часто идёт об интеграции продуктов 1С, Directum RX, Яндекс 360, SAP, а также адаптации Open Source решений для производственных и бизнес-задач. В ЕАЕ-Консалт, например, завершен проект по интеграции Яндекс 360 с нашим Active Directory, минуя сервис Microsoft Azure Active Directory.

Последний пока доступен в России, но существуют риски его отключения и понимание, что в новом ландшафте для него места уже нет. Сейчас, даже если ограничения будут сняты, рынок уже будет привязан к импортозамещенным сервисам, т. к. сложатся цепочки поставки ПО, пользователи освоят управление и интерфейс.

При этом полноценных импортозамещенных решений в России не хватает. Многие «российские» системы — это всё тот же Open Source, помещенный в «упаковку» российского продукта. Это рождает спрос как на разработку, так и на системную интеграцию.

Риск роста стоимости

Ещё одним моментом, который вызывает скепсис в отношении системной интеграции у бизнеса — перманентный рост стоимости проектов по системной интеграции. При подготовке проекта заявлялся один бюджет, при реализации он изменился. Приемлемым и удовлетворительным изменением в таких проектах считается от — 25% до + 75%. В зависимости от проекта возможность такого роста оценивается по-разному. Изменение требований в уже начавшемся процессе интеграции почти наверняка изменит стоимость и с высокой вероятностью сделает этот проект дороже.

Это неизбежная особенность большинства ИТ-проектов, её нужно принять как риск и, по возможности, снизить. В большинстве проектов системной интеграции гарантировать сохранение заранее заявленного бюджета нельзя, так как процесс интеграции, как правило, затрагивает множество функций и свойств ИТ-систем. В любом случае отказ от интеграции оставит информационные процессы компании в неоптимальном состоянии, что скажется на большинстве из них. Таким образом, игнорирование необходимости интеграции способно привести к ещё большим расходам, чем вероятный рост проектных затрат.

Источник: Владислав Таболин, генеральный директор ЕАЕ-Консалт