16 ноября 2023 г.

Разомкнутое состояние российской ИКТ-сферы. Источник: ЦМАКП

В ходе пленарной дискуссии «Технологический суверенитет — фундамент для страны и личной карьеры», которая проходила на ноябрьском Русском экономическом форуме в Челябинске, руководитель направления «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» (ЦМАКП) Дмитрий Белоусов рассказал о технологии обеспечения этого самого суверенитета, — и краткая презентация его выступления может стать для участников отечественного ИТ-канала, во многом сконцентрированного сегодня на развитии и продвижении собственных разработок, средством взглянуть на общую перспективу технологической суверенизации со стратегической высоты.

Где мы сейчас

«Мир никогда уже не будет прежним», — эту фразу на все лады склоняют, в том числе и в профильной ИТ-прессе, по меньшей мере со времён ковидного локдауна. Однако глобальная экономика, по мнению экспертов ЦМАКП, переживает сейчас на столько хаотичные пертурбации, сколько вполне целенаправленную модернизацию. Точнее даже, сочетание сразу трёх модернизаций: появления новых технологий и рынков (от искусственного интеллекта (ИИ) и беспилотных технологий до низкоуглеродной энергетики), двухуровневого обновления производственной базы (когда самые последние индустриальные новинки внедряются в передовых государствах, а в развивающиеся страны с молодым населением и богатыми природными ресурсами мигрируют «прежние новые технологии» — станки с ЧПУ, сети 3G, солнечная энергетика и пр.), а также стабилизации по объёмам ключевых рынков сырьевых и энергетических товаров (т. е. передовым экономикам не нужно наращивать потребление энергии и сырья из-за перехода на более экономичные производства и возобновляемые ресурсы).

Для России, и для её ИТ-отрасли в частности, это означает, что по мере всё более жёсткого ограничения доступа наших технологий на традиционно наиболее развитые страновые рынки с этими технологиями придётся выходить на развивающиеся — однако там они будут встречать усиленную конкуренцию со стороны «прежних новых»: пусть не таких передовых, зато более бюджетных и быстро воспроизводимых. Вместе с тем отсутствие роста (а то и сокращение) потребностей развитых рынков в сырье и энергии приведёт к ощутимому сжатию природной ренты как ресурса для дальнейшего развития России — что ещё более усиливает значимость ожидаемого технологического рывка нашей экономики. В частности — по таким интересным для ИТ-отрасли направлениям, как:

  • «большая интеграция» медицинских и цифровых технологий,
  • хранение и обработка данных спутниковых группировок,
  • сквозная и тотальная цифровизация с привлечением ИИ,
  • а также конвергенция информационных, логистических и производственных технологий — примерно то, что в англоязычных источниках часто называют IoE, Internet of Everything, «Интернетом всего».

Куда мы идём

Что мешает скорейшей суверенизации российской ИТ-отрасли? Ответ на этот вопрос обычно начинают с констатации отставания в области полупроводниковых технологий, однако эксперты ЦМАКП смотрят на проблему шире — и указывают на принципиальную разомкнутость российский ИКТ-сферы (см. прилагаемую диаграмму). Высокотехнологичная отрасль, невзирая на довольно серьёзные шаги последних лет в сторону деглобализации, продолжает оставаться во многом общемировой. Средства разработки ПО, СУБД, ОС (в особенности с открытым кодом), бизнес-модели разработчиков мирового класса с преобладанием фриланса и офшорного программирования, даже социокультурная основа ИТ-сообщества и критерии успеха в нём — всё это до сих пор по большей части наднационально.

Безусловно, проблема неразвитости основных отраслей высокотехнологичного производства, той же микроэлектроники по передовым масштабным нормам, тоже никуда не девается. Вот почему российским разработчикам приходится либо размещать заказы на свои аппаратные продукты на зарубежных ODM-площадках целиком, либо, развёртывая собственные производства внутри страны, всё равно импортировать немалую толику компонентов и целых узлов из остающихся дружественными стран. Решить эту задачу одним махом невозможно, — именно поэтому эксперты ЦМАКП говорят о послойной технологической модернизации как о базовой идее внутри страны: необходима методичная и планомерная суверенизация производственного ИКТ-цикла (как аппаратного, так и программного) с опорой на собственную человекоцентричную технологическую повестку дня, не противоречащую традиционным ценностям. Предлагается вести политику научно-технологического антиколониализма, осуществляя масштабные международные проекты по данному направлению с участием дружественных стран.

Что делать

Ситуация складывается чрезвычайно сложная, поскольку ограниченные ресурсы (финансовые, материальные, людские) необходимо балансировать сразу по двум направлениям:

  1. между достижением технологических прорывов, созданием новых производств и рынков — и диффузией улучшающихся технологий, поддержкой инновационной активности, модернизацией массовых производств,
  2. а также между реализацией отдельных проектов — и созданием экосистем и институтов, которые обеспечивали бы воспроизводство технологических ресурсов и компетенций.

Эксперты ЦМАКП предлагают в связи с этим идею четырёх взаимосвязанных модернизаций, основной смысл которой — как раз в неразрывности связи и обеспечении тесного взаимодействия между этими модернизациями, а именно:

  • науки в целом и и воспроизводства научных заделов,
  • реализации прорывных проектов в сфере ответственности государства,
  • технологической модернизации массовых отраслей,
  • развития новых технологий и новых бизнесов, лежащих вне технологического мейнстрима, а также соответствующих экосистем.

Каким образом реализовать столь амбициозные, да ещё и взаимоувязанные задачи? На взгляд экспертов, государству и бизнесу следует концентрировать внимание на ограниченном числе приоритетов (условно, если нужен российский процессор, — бросить все силы на разработку одного, а не выбирать между непрерывно состязающимися между собой и расходующими на это ресурсы проектами), чётко определяя в каждом случае конкретных бенефициаров, сроки исполнения, объёмы затрат и ожидаемый эффект. Для реализации таких метапроектов нужны соответствующие меры: подготовка кадров, целевые закупки оборудования, планомерное развитие необходимой кооперации. Среда технологической кооперации по важнейшим направлениям, к слову, должна директивно поддерживаться в активном состоянии — вплоть до принуждения к модернизации отдельных акторов там, где взятые ими темпы явно недостаточны.

В частности, имеющему отношение к ИКТ бизнесу ЦМАКП предлагает преодолевать разрывы в производстве за счёт прогнозной оценки долгосрочных перспектив и специфических ограничений, развития отдельных рынков, отраслей и технологий, а также проведения технологического форсайта, который выявлял бы технологические приоритеты компаний и формировал бы систему их связей с научными организациями.

По оценке экспертов, дополнительные частные инвестиции в НИОКР могут достичь 1-1,5% ВВП, — причём альтернативы им нет: в условиях сокращения природной ренты дополнительные средства бюджету взять будет просто неоткуда. При этом на косвенные эффекты от внедрения в экономику полученных в ходе ИКТ-модернизации результатов может приходиться 60-75% общего прироста экономики от суверенного технологического развития. Иными словами, выгода от участия в этих весьма затратных разработках для всех участников ИТ-рынка прямая, — правда, далеко не сиюминутная.

Кадры решают

Особо в тезисах ЦМАКП «Технологический суверенитет: технология обеспечения» затронуты темы кадрового суверенитета и его социокультурных аспектов. Упомянутая ранее проблема принципиальной глобалистичности нынешних ИТ-кадров будет решаться за счёт различных факторов, среди которых материальный, как бы ни казалось это странным, — вовсе не на первом месте. Напротив, свидетельствуют эксперты, у российского бизнеса и страны в целом нет возможности поддерживать сверхвысокую доходность деятельностей в ряде секторов. „«Размен будет идти, видимо, по линии „не так много платим — зато интересные задачи и комфортная среда для работы“», — говорится в документе.

Но это вовсе не означает, будто общие расходы на персонал (помимо фонда заработной платы) появится возможность урезать. Напротив, наибольшего успеха на пути технологической модернизации достигнут те предприятия, которым удастся создать среды и экосистемы развития, комфортные для интенсивного творческого труда; преодолеть глубокое и фундаментальное взаимонепонимание между инженерами и менеджерами, включая собственников компаний, а также обеспечить взаимную адаптацию образований и культур. Так, чтобы инженер способен был мыслить в категориях эффективности, а управленец — понимать инженерные и естественно-технические возможности и ограничения в ходе решения тех задач, которые он ставит перед сотрудниками.

Итоговый социокультурный императив в тезисах ЦМАКП формулируется следующим образлм: «от „корпоративного“ гражданства „глобальных специалистов“ — к членам российской гражданской нации». Учитывая предположительно грядущую за порогом 2050 г антропологическую революцию — в ходе которой могут быть реализованы возможности целевой корректировки генома человека, прямого взаимодействия мозга и компьютера, радикального продления срока жизни индивида и т. п., — эксперты делают следующий вывод: «Как уже было в начале машинной эпохи, сегодня кто-то должен дать ответ на вопрос о месте человека в новом обществе и во взаимодействии с машинами, тотально занимающими его место. Тот, кто его даст, получит влияние, превосходящее роль марксистского дискурса в XX веке».

Перспективы управления

Перекликаются с этим документом и другие тезисы ЦМАКП, также изложенные в ходе Русского экономического форума, — «Государственное управление в условиях турбулентности: по ту сторону ложных альтернатив». В них делается акцент на безальтернативности технологий как ключевого фактора безопасности и конкурентоспособности в современном мире, поскольку именно технологии позволяют и сформировать технологический отрыв (а после на его основе извлекать технологическую и институциональную ренту), и эффективно обходить ограничения, накладываемые на развитие ухудшением демографической ситуации по всему миру, изменениями климата и нехваткой ресурсов. Новые технологии, подчёркивают эксперты, способны как создавать, так и разрушать рынки, причём особая роль здесь — у ИИ и иных цифровых разработок.

Интенсивное технологическое развитие, указано в этих тезисах, возможно при совместной реализации двух типов действия:

  1. проектного развития фундаментальной, ориентированной на глобальные вызовы, и прикладной науки,
  2. обеспечения непрерывного взаимодействия и технологической модернизации массовых бизнесов, включая взаимообмен с новыми технологическими компаниями.

Единственно возможным ответом на стоящие перед Россией вызовы эксперты считают экономически эффективный суверенитет, который для бизнес-сообщества, в частности, будет означать поощрение инвестиций и предсказуемость условий инвестирования для всех (а не избирательно) — плюс адаптивную нагрузку на бизнес в условиях предсказуемости общих правил.

Для обеспечения такого суверенитета необходима реформа всей системы управления, которая должна будет решать двуединую задачу — обеспечивать как реализацию конкретных целей (прежде всего — в сфере ответственности государства), так и саморазвитие бизнесов, в том числе в рамках формирования новых ниш на рынках; и на ИТ-рынке, разумеется, тоже. При этом ключевое значение приобретают инструменты управленческого взаимопроникновения государства и бизнеса: совместное формирование стратегий и программ; технологический форсайт; культивирование социально и экологически ответственного поведения бизнеса.

Эксперты ЦМАКП так описывают перспективную технологию управленческих шлюзов:

  • на уровне «от государства к бизнесу» —
    • формирование (на базе цифровых технологий) прогнозов совокупного спроса государства/госкорпораций на промышленную продукцию, которые станут прогнозными якорями для бизнес-структур,
    • создание системы «принуждения к модернизации» через совокупность технологических стандартов, требований к закупаемой по госзаказу продукции и т. д.,
    • выдвижение долгосрочных и понятных требований по экологической и социальной ответственности бизнеса,
    • развитие систем «автоматически исполняемых» контрактов / взимаемых налогов;
  • и на уровне «от бизнеса к государству»:
    • участие представителей бизнеса в формировании и управлении федеральными проектами и программами (с учётом режимных ограничений): выпуск проектных облигаций, публичная отчётность об эффективности проектов и пр.,
    • вовлечение бизнеса в формирование образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования, формирования соответствующих образовательных модулей.

В качестве примера физической основы технологического рывка ЦМАКП приводит сквозные технологии и общие инфраструктуры, которые будут основываться на больших математических моделях, системах цифровой разработки и автоматизированного проектирования, ИИ, сотовых сетях 5G, 6G и последующих поколений. Такие технологии и инфраструктуры определят как возможности развития экономики (включая малолюдное производство и беспилотный транспорт), так и собственно воспроизведение дальнейшего ИТ-прогресса. Сквозная технологическая база, как предполагается, будет включать новые производственные технологии (от продвинутых систем CAD/CAE/CAM до цифровых двойников), технологии прослеживаемости жизненного цикла физических объектов и процессов, широкополосный Интернет, мощные (супер)компьютерные вычислительные комплексы, точную механику и мехатронику, сквозное применение ИИ на предприятиях, в госуправлении и медицине, обеспечение «цифрового перехода» в большинстве отраслей, производство отечественной промышленной электроники — и ещё множество направлений, в освоении которых вне всякого сомнения, примут самое деятельное участие все акторы российского ИТ-канала.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News