28 декабря 2023 г.

Весной уходящего года Европейская организация по ядерным исследованиям (небезызвестная CERN; та самая, чей Большой адронный коллайдер заставил порядком поволноваться общественность в 2008-м) отметила тридцатилетие предоставления во всеобщее пользование технологии World Wide Web — Всемирной Паутины. Эта распределённая система до сих пор обеспечивает доступ к связанным между собой (прежде всего посредством гиперссылок) документам, расположенным на различных компьютерах в составе сети Интернет.

Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee), ныне известный как «отец WWW», ещё в 1989 г. предложил организовать на базе компьютерного центра CERN — где он в то время работал — «глобальную гипертекстовую систему», сперва носившую название Mesh. Уже в следующем году исследователь приступил к созданию браузера с графическим интерфейсом (что для тех времён почти повсеместного засилья командной строки было делом не самым тривиальным), с возможностью перехода по гиперссылкам и редактирования самих гипертекстовых документов. Вот как раз это ПО и носило рабочее наименование WorldWideWeb.

К началу 1993-го в мире насчитывалось уже около 50 серверов, взаимодействовавших по протоколу HTTP, а в самом конце апреля — начале мая CERN (сотрудники которого внесли в развитие Всемирной Паутины на начальном его этапе наибольший вклад) официально объявила достоянием человечества всю программную структуру WorldWideWeb. К тому времени в ходу уже был первый графический браузер Mosaic, — а вот контента в новоявленной Сети явно недоставало. Сотрудники CERN обращались к представителям бизнеса и в официальные органы Евросоюза, но заинтересовать своим изобретением никого не смогли. Именно по этой, кстати, причине WWW и перешла почти сразу в общественное владение, — потенциала для коммерциализации в ней не увидел никто.

Прошло несколько лет, и более развитые варианты HTML позволили создавать первые интерактивные узлы Всемирной Паутины — тематические форумы и веб-чаты. Уже в 1997 г появился сайт Six Degrees — первое, как считается сегодня, воплощение концепции социальной сети, ориентированной прежде всего на общение как таковое, а не на обмен содержательной информацией по строго определённому кругу вопросов. Причём общение именно персонифицированное, с сохранением истории переписки и публикаций, с возможностью формировать круг постоянных корреспондентов («друзей», «френдов») и следить за их активностью.

Ближе к середине первого десятилетия XXI века компьютеры стали привычным элементом обстановки не только любого офиса, но и множества частных домов и квартир. Интернет как среда мгновенных интер- и межконтинентальных коммуникаций открылся для самых широких масс — что незамедлительно привело к трансформации старого доброго WWW в Web 2.0. Теперь Всемирная Паутина стала походить на созвездие централизованных платформ, предназначенных для обмена не столько даже информацией, сколько эмоциями и контактами; для демонстраций социального статуса и знаков принадлежности избранной группе.

Проще говоря, Web 2.0 — «глобальная деревня»: виртуальный двойник прекрасно известного и много раз возникавшего в человеческой истории малого сообщества, пронизанного горизонтальным связями (каждый знает если не каждого, то уж точно того, кто знает почти каждого), — разве что масштабированный благодаря цифровым технологиям до планетарных масштабов. Собственно, название первой соцсети Six Degrees на то и намекает: оно происходит от известного утверждения, что на всей планете не найдётся такого человека, который не был бы знаком с любым другим максимум через шесть (чаще говорят даже о пяти) рукопожатий.

И ещё одна важная особенность: в отличие от реальной деревни, Web 2.0 не подразумевает владения его обитателями какой бы то ни было собственностью. Да, компьютер у каждого участника социальной сети свой. Но уже учётная запись его на избранной для общения платформе может быть по прихоти владельца последней ограничена в активности, заблокирована или вовсе стёрта. Формально прихоть эту ограничивает пользовательское соглашение, но вынужденный принимать его пользователь (именно вынужденный, иначе невозможно завершить процесс создания учётной записи) априори поставлен в неравное с владельцем соцсети положение.

Вот почему слово «централизованные» в описании коммуникационных платформ Web 2.0, известных ныне как социальные сети, принципиально важно: за каждым таким проектом стоят коммерческие интересы запустившей его компании, и именно эта компания (включая её акционеров) получает выгоду от привлечения всё большего числа пользователей и от демонстрации им рекламы. В том числе от корректировки вкусовых предпочтений участников соцсетей за счёт выборочной демонстрации контента в направлении, предпочтительном для избранного на данный момент рекламодателя или иного бенефициара — включая, кстати, и политические силы. Яростная битва при соцсетях, разразившаяся в США накануне возможного переизбрания Трампа президентом в 2020 г., — наглядное тому свидетельство.

Всего пару лет назад множеству ИТ-экспертов было кристально ясно, что на смену Web 2.0 семимильными шагами движется децентрализованная платформа Web3, — однако, как показала практика непростого 2023 года, с ней (и родственными ей технологиями вроде блокчейна и NFT) не всё идёт так гладко, как задумывалось. Так или иначе, воплощённая впервые в WWW цифровая гипертекстовая вселенная продолжает оставаться одним из важнейших изобретений рубежа XX-XXI веков — и в её отсутствие современный мир поистине невозможно себе представить.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News