1 марта 2024 г.

Ассоциация менеджеров представила новое исследование, в котором приняли участие директора по персоналу, лидеры команд по внутренним коммуникациям, а также руководители других функциональных направлений 250 российских компаний из разных сфер бизнеса.

Данные отражают актуальную ситуацию на рынке труда и показывают, с какими сложностями сталкивается российский бизнес в этой связи, а также какие инструменты на сегодняшний день наиболее эффективны в вопросах найма профессиональных кадров.

В последнее время, по мнению большинства опрошенных, рынок труда стабилизировался. 49 % участников отмечают незначительные изменения и небольшой отток работников. 47 % опрошенных настроены более скептически и полагают, что с учетом внешнеэкономических событий и других неблагоприятных факторов последних трех лет ситуация на рынке труда ухудшилась: сотрудники увольняются, а рабочие места сокращаются. И лишь 4% респондентов указали, что ситуация на рынке труда улучшилась.

Среди проблем, с которыми бизнес столкнулся в условиях массового оттока работоспособного населения, 80 % опрошенных (вопрос предполагал множественный выбор) считают нехватку квалифицированных кадров. 47 % отметили конкуренцию со стороны других компаний по привлечению кадров, 40 % — релокацию сотрудников, включая отток западных специалистов. На низкий фонд оплаты труда и неконкурентные условия работы указали 27 % респондентов, еще 7 % сослались на недостаточно развитую корпоративную культуру и ограниченные возможности профессионального роста.

Среди работодателей особенно острая конкуренция разворачивается за талантливых специалистов в ИT и технологической отрасли. О нехватке данных специалистов сообщили 54 % опрошенных Ассоциацией менеджеров представителей российских компаний, еще 33 % — отмечают острую нехватку профессионалов в производстве и инженерии. И 13% опрошенных Ассоциацией респондентов примерно в равных долях ссылаются на нехватку персонала в других сферах и функциональных направлениях.

Самым сложным периодом для российского рынка труда участники опроса назвали вторую половину 2022 года и начало 2023 (43 % опрошенных). Именно тогда он наиболее остро ощутил автошоки после февральских событий. При этом 25 % респондентов считают, что наибольший дефицит кадров пришелся только на вторую половину 2023 года. 20 % указали, что именно сейчас их компания ощущает кадровый голод, 8 % опрошенных ответили, что кризис еще впереди, а 4 % респондентов отметили, что в их компании не сталкивались ни с какими сложностями в вопросах привлечения и удержания персонала.

При этом 60 % опрошенных отметили, что в их организациях штат укомплектован на 76-95 %. У 26 % — на 51-75 %, еще у 6 % в компаниях не хватает более половины нужных специалистов. И только 8 % представителей компаний сообщают, что в их организации штат укомплектован полностью.

В числе подходов и стратегий, которые компании используют для привлечения и удержания сотрудников, 73 % участников опроса выбрали финансовую мотивацию (вопрос предполагал множественный выбор), 67 % указали, что большое значение имеют программы обучения и развития персонала. 53 % отметили в числе важных мер для удержания и привлечения персонала — создание благоприятных условий труда, например, гибкий график, возможность работать удаленно. 47 % уделяют также внимание такой нефинансовой мотивации, как наличие программ добровольного медицинского страхования, корпоративный спорт, скидки на услуги партнеров и еще 13 % считают важной организацию привлекательной корпоративной культуры.

Главными преимуществами, важными для работников при выборе работодателя, 42 % ожидаемо назвали высокую заработную плату и бонусы, 38 % респондентов при трудоустройстве отдадут предпочтение компаниям с гибким графиком и возможностью удаленной работы. Для 20 % принципиально важны комфортные условия труда, благоприятная атмосфера и хороший коллектив.

Для поиска новых сотрудников 67 % участников опроса используют сайты-агрегаторы по подбору персонала, 20 % нанимают работников по рекомендации доверенных лиц. 13% компаний подбирают специалистов среди выпускников профориентационных программ, разработанных в партнерстве с вузами и бизнес-школами.

Опрошенные подчеркнули, что самое трудное при поиске нового сотрудника — найти нужных специалистов, этот вариант выбрали 40 % респондентов. 34 % указали на проблемы в адаптации к условиям труда и достижение договоренностей о графике работы. 26 % отметили сложности, связанные с быстрой и эффективной интеграцией в рабочие процессы.

Среди основных причин увольнения сотрудников 33 % участников опроса отметили завышенные зарплатные ожидания. 27 % ответили, что на смену работы специалистов толкает желание стремительного карьерного роста. 25 % среди причин ухода специалистов назвали смену места жительства и другие семейные обстоятельства.

При этом 40% опрошенных Ассоциацией менеджеров представителей компаний сообщили, что бюджет в части зарплатного фонда остался в их организации неизменным, 21 % указали на его снижение и 39% заявили о его увеличении.

Источник: Пресс-служба компании Ассоциация менеджеров