27 марта 2024 г.

Окончание. Продолжение. Начало тут и тут

Продажи «тяжёлых» ПК — рабочих станций и мощных игровых систем — по понятным причинам составляют скромную долю от общего числа реализуемых в России компьютеров, зато в денежном выражении они для канала куда привлекательнее скромных «рабочих лошадок». По-прежнему ли высокопроизводительные персональные системы остаются узкой, хотя и высокомаржинальной, нишей, — или же рост интереса к, допустим, пресловутой локальной ИИ-генерации стимулирует её расширение?

Впечатляющая мощь

Как подчёркивает Марина Полянская, управляющий директор IT-департамента компании HIPER, сводить в единый подсегмент мощные игровые ПК и рабочие станции всё же не следует, — различия между ними вполне объективны: «Если в случае игровых ПК я не могу точно сказать о перспективах и маржинальности этого сегмента, то рабочие станции — дело другое. Собственно, стоит посмотреть на рынок: рабочие станции брендов, ушедших с рынка РФ, всё так же лежат на полках и постоянно обновляются. Если бы данное направление было нерентабельным, рынок уже давно бы вытеснил эту категорию товаров».

Эксперт видит немалые перспективы для подсегмента высокопроизводительных рабочих станций в России: «Наверное, все слышали, что у нас в ИT-секторе не хватает кадров. Я считаю, это потому, что у нас растёт сам сектор; всё больше людей начинают понимать разницу между рабочей станцией и ПК. Программистам и дизайнерам нужны мощные машины с гарантией и полной поддержкой от вендора; времена, когда каждый думал, что проще собрать мощный ПК на „Горбушке“, прошли. Осознание этой разницы приходит постепенно, однако оно всё-таки приходит, что является важным показателем перспективности направления. При этом локальная ИИ-генерация является лишь одним из аспектов, который потенциально может повлиять на развитие рынка профессиональных рабочих станций».

Игорь Солкин, ведущий менеджер по развитию iRU, тоже выступает за разделение подсегментов мощных игровых систем и «тяжёлых» узкопрофессиональных рабочих станций: «Пока это действительно достаточно узкие ниши, но процессы развития в них различны. Широкая масса геймеров не готова сильно переплачивать за сверх-характеристики, поэтому сильного роста от этой категории ждать не приходится. А вот рабочие станции для узких профессионалов могут и, судя по всему, будут показывать определённый рост, — так как требования ПО для задач, с которыми работают их пользователи, становятся всё более и более высокими. Работодатель готов инвестировать в такого рода решения, понимая потенциальную выгоду от результатов труда и долгого срока службы устройства».

Ниша высокопроизводительных ПК, как напоминает Олег Фоменко, генеральный директор Группы компаний Merlion, пока узкая и высокомаржинальная. — поскольку «ИИ в каждом ПК» пока только в проекте: «Но действительно ли она расширится счёт ИИ? Я думаю, что ИИ-версии серьёзных приложений выкатят такие системные требования, что ниша останется узкой — правда, уже на другом технологическом и, может быть, ценовом уровне».

Подсегмент рабочих станций и игровых ПК так и остаётся сегодня узким и специфичным, — Алексей Петров, инженер IT-компании «Арсенал+», тоже обращает на это внимание: «Хотя, надо сказать, с ростом доли тяжёлых САПР в проектировании, с появлением новых требований заказчиков к разработке проектов в BIM-системах растёт потребность в мощных 3D-станциях. Большие игровые ПК остаются уделом энтузиастов компьютерных игр, и застою в этом подсегменте способствует рост цен на компоненты ПК. Что касается ИИ, то появляющиеся в новых процессорах расширения команд, предназначенные для ускорения работы нейросети, сейчас находится в зачаточном состоянии — так что рассматривать всерьёз данное направление пока не стоит. Центр тяжести в ИИ по прежнему лежит на специализированных ускорителях. К тому же, если требуется ускорение вычислений для ИИ, выходящее за рамки ПК с одной картой NVidia, заказчики, как правило, применяют GPU-серверы и кластеры таких серверов — благо, такие ресурсоёмкие задачи легко выносятся на удалённую площадку и не требуют, в отличие от САПР 3D, локального физического доступа к компьютеру».

Ниша «тяжёлых» и игровых решений всегда была сегментом энтузиастов с очень ограниченной рыночной долей, — с этой точкой зрения солидарен Александр Логинов, директор департамента персональных систем OCS Distribution: «С 2017 по 2020 г. мы наблюдали всплеск спроса на видеокарты для майнинга, который многие ошибочно воспринимали как рост интереса к геймингу. В 2023-м на рынке были представлены решения почти в любой ценовой категории, но основным драйвером продаж оставался бюджетный сегмент видеокарт. Этот тренд будет продолжаться и в 2024 г.»

По-прежнему узким называет подсегмент «тяжёлых» ПК российского производства и мощных игровых систем и Олег Ким, директор департамента аппаратных систем компании Axoft: «В то же время мы видим в этом подсегменте значительную долю и ассортимент игровых систем, и явно меньшую — рабочих станций. По нашим оценкам, доля российских рабочих станций будет расти, в том числе и из-за интереса к локальной ИИ-генерации».

Всё преодолеем

Удаётся ли отечественным вендорам ПК в полной мере отвечать на запросы рынка? Смотря в каком подсегменте. Так, российские компьютерные бренды, отмечает Марина Полянская, совсем не ориентированы на частных потребителей: «Поэтому отвечать на запросы современного рынка им удаётся с трудом — даже несмотря на то, что государство вводит меры по поддержке таких производителей. Непопулярная торговая марка, другие характеристики, и при этом совсем не сопоставимая цена устройства, — это отталкивает конечного пользователя. Тот выбирает иностранное оборудование, которое предлагает оптимальные решения. Связана же актуальная политика рынка с тем, что отечественный производитель подстраивается и выполняет все требования госзаказчика, потому что тот является основным его клиентом. Грубо говоря, отечественные вендоры сфокусированы на своих задачах — и просто не нацелены на конечных потребителей. Компания же HIPER, которая позиционирует себя как китайского вендора, старается удовлетворить потребности как коммерческих заказчиков, так и простых пользователей, делая свою продукцию удобной и привлекательной, предлагая широкие возможности подбора конфигураций и установки».

«Если оглядываться на 2022 год, — вспоминает Олег Ким, — то отечественные производители ПК были сконцентрированы в первую очередь на производстве коммерческих продуктов. Сейчас, вступая в 2024-й, мы видим, что сегмент потребительской российской электроники только начинает свой путь — и так же, как коммерческий сегмент, прирастает по части ассортимента и новых моделей. Которые, к слову, от этапа проектирования до выхода в серийное производство проходят длинную дорогу. Ответ же на вопрос, а удаётся ли отечественным вендорам в полной мере отвечать на запросы рынка, будет скорее отрицательным. Отдельно хочу отметить, что конкуренция на рынке ПК очень высокая, — что постепенно приведёт к повышению качества и снижению цены на полке».

На вопрос о том, удаётся ли отечественным вендорам ПК в полной мере отвечать на запросы рынка, Игорь Солкин даёт уверенный ответ: «Да, удаётся, — хотя перед нами стоит много весьма непростых задач в этой сфере. iRU является одним из лидеров среди поставщиков компьютерного оборудования в рамках программы импортозамещения и активно работает с российскими разработчиками ПО на предмет совместимости».

Основные бизнес- и потребительские запросы отечественные вендоры ПК удовлетворяют, — в этом убеждён и Олег Фоменко: «Где трудно „бодаться“ с иностранными вендорами в корпоративном сегменте, — так это в упоминавшихся ранее нишах специализированных решений („ещё никого не уволили за то, что купил IBM“, как говорится). А в пользовательском — в сегменте топовых ноутбуков, особенно игровых, — роль, помимо прочего, играет и марка (бренд). Что до точного времени — не ко мне вопрос; я буду только рад, если это произойдёт в ближайшем будущем».

Александр Логинов подчёркивает, что отечественные вендоры легко находят общий язык с коммерческими заказчиками — благодаря чётким формулировкам требований, задач и целей, для которых необходимо оборудование: «С частными пользователями ситуация обстоит иначе. Тут нет чётких требований, и фактически чтобы иметь коммерческий успех в рознице, нужно учесть множество факторов: дизайн, конфигурацию, потребительские свойства — и, конечно же, цены. Это невозможно сделать без обширной представленности в разных сегментах. Позволить себе большое количество различных платформ и конфигураций без существенных финансовых инвестиций в исследование потребительских предпочтений, продвижение и рекламу, пожалуй, сейчас не может ни одна российская компания. Но рынок динамичен, вендоры проявляют интерес к освоению новых сегментов, и, возможно, сконцентрируются и на конечных потребителях».

Источник: Максим Белоус, IT Channel News