12 апреля 2024 г.

Окончание, начало тут

Российский рынок ограничен, но вендорам нужно продолжать инвестиции в развитие софта. Отечественный коммерческий софт давно обладает базовой функциональностью, достаточной для применения большинством корпоративных заказчиков. Однако за некоторым исключением по функциональным возможностям российские продукты все же уступают глобальным релизам, что в ряде случаев является существенным препятствием для перехода корпоративных заказчиков «на российское». Кроме того, их требования постоянно меняются, для эффективной работы им нужны новые возможности, дополнительные функции и т. д.

Развитие программ обходится все дороже

В условиях жесткой конкуренции между вендорами на тесном российском рынке активное развитие продуктов необходимо особенно остро. Конкурировать приходится как с ПО других российских компаний, так и со свободно-распространяемым программным обеспечением, а также с глобальными продуктами, которые все еще доступны в рублевой зоне.

Разработчики стоят все дороже, а для создания и поддержки корпоративных продуктов они необходимы, но не достаточны. Для развития продуктов, ориентированных на корпоративный рынок, нужны мощные инженерные команды техподдержки, специалисты которых тоже стоят денег.

Требования по развитию софта и поддержке внедренных решений упираются в дефицит кадров. Системный подход в этой области тоже требует дополнительных ресурсов.

Вендоров — много

На внимание корпоративных заказчиков — причем подкрепленное платежеспособным спросом — в любом сегменте претендует большое количество российских вендоров. Сегмент офисного программного обеспечения, с рассмотрения которого мы начали статью, в этом плане не очень показателен. В сегменте офисного софта ведут борьбу два крупных российских игрока («МойОфис» и Р7) — в других сегментах присутствуют десятки конкурирующих локальных вендоров. Поэтому ситуация во многих сегментах много жестче, чем та, с которой столкнулся «МойОфис».

Кроме того, появляются новые игроки в сегменте, причем это не только стартапы. В России довольно много компаний создавали софт для внутренних нужд, так как не могли найти нужные продукты на открытом рынке, а в результате получили интересные решения, которые упаковали в продукт и стали продавать. Список таких компаний достаточно велик: Росатом, ВТБ, Ростелеком и т. д. Трудно представить современную продуктовую компанию, которая не имеет своего R&D, в задачи которого входит обогащение продуктовых команды результатами исследований и прикладными инструментами, сказал Игорь Хапов, директор R&D направления в Cloud.ru, выступая на конференции GoCloud’2024.

Выразительный пример — девелопер «Самолет», в котором над созданием программных продуктов трудятся полторы тысячи (!) ИТ-специалистов в составе более чем сотни команд. Продуктовой разработкой девелопер занялся с 2019 году, напоминает Ксения Позднякова, ИТ-директор группы «Самолет». Компания вывела на рынок платформу «Самолет 10D», которая состоит из 38 модулей, которые могут быть объединены в 7 комплексных решений. Вендор-девелопер предлагает полное сопровождение продукта, отмечает г-жа Позднякова, эксперты компании готовы помочь на всех этапах: от консалтинга до внедрения и настройки бизнес-процессов. «Самолет» ведет прямые продажи продукта, что вполне логично — количество потенциальных покупателей-девелоперов не так велико, чтобы привлекать канал.

Разумеется, есть и другие примеры построения бизнеса новыми вендорами, многие из которых тоже действуют весьма изящно. О наиболее интересных мы будем рассказывать, но сейчас подведем итоги общей ситуации на рынке разработки в РФ.

Вместо заключения

Ситуация, как видно, очень сложная, и причины тому системные. Вендорам нужно поддерживать — а зачастую и наращивать — темпы развития продуктов, что требует существенных инвестиций. Вендоры это признают.

«Растущие затраты мы считаем инвестициями в будущий рост рынка», — говорит Павел Калякин, генеральный директор МойОфис.

Только на значительный рост российского рынка рассчитывать не приходится. Бум импортозамещения в сегменте программного обеспечения прошел свой пик, корпоративные заказчики наращивают экспертизу в оптимизации трат на софт, а поэтому объемы продаж уже не будут показывать рекордных значений.

Нужна экспансия: российским вендорам необходимо выводить свои продукты на рынки других регионов мира. Об этом мы неоднократно писали ранее, это признают и другие эксперты. В качестве примера рынков, на которых уже отмечен рост продаж российских программ, приводят Кубу и Мьянму, но это, мягко говоря, небольшие объемы, которые не решат проблем российских вендоров, создающих программные продукты.

Многие возлагают большие надежды на рынки БРИКС, но и там все непросто. Интересен, например, бразильский рынок, прежде всего, благодаря своим размерам и отсутствию санкционного давления, но там нужно учитывать локальные особенности.

«Рынок специфичен, требует полной адаптации продукта на португальский язык, а успеха в процессе проведения исследований можно добиться только с помощью местных экспертов», — говорит Юлиана Титаева, руководитель Агентства по развитию двустороннего сотрудничества Россия-Бразилия. Освоение рынка Бразилии должно идти через каналы продаж, организованные с местными партнерами, уверена г-жа Титаева, поиск которых сопряжен с финансовыми и, главное, с временными затратами.

При этом на других рынках все еще сложнее. Например, на китайском, который тоже огромен, все ниши программных продуктов плотно заняты локальными игроками, отметил Дмитрий Одинцов, директор по развитию компании «Труконф», выступая на конференции Ассоциации РУССОФТ.

Аналогичные проблемы есть, например, у сектора микроэлектроники — для его развития недостаточно имеющейся емкости национальной экономки. Для развития российской отрасли микроэлектроники нужен рынок сбыта порядка 400-450 млн человек, говорит Василий Шпак, замглавы Минпромторга.

Российским вендорам со своими программными продуктами за пределы рублевой зоны и даже рынка стран СНГ выходить придется, несмотря на технические сложности процессов и требования для них дополнительных ресурсов, но иного пути нет. Скорее всего, для выхода вовне в силу сложности и масштабности задач придется привлекать дополнительные инвестиции (задача непростая, но решаемая) и использовать государственную протекцию, которая может оказаться значимой в некоторых регионах мира.

Продвижение легким не будет. На локальных рынках — даже на «дружественных» — присутствуют глобальные компании, у которых нет причин сворачивать там свою деятельность. Кроме того, корпоративные заказчики там тоже заинтересованы в экономии на программном обеспечении, практикуя использование свободно-распространяемого софта и indoor-разработку. Наконец, в крупных регионах присутствуют собственные разработчики, знающие местную специфику, создавшие партнерские сети и не желающие пускать к себе российские компании.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News