10 декабря 2024 г.
Стали известны детали «Всероссийского исследования готовности малого и среднего бизнеса к внедрению искусственного интеллекта», упомянутого в нашей ноябрьской публикации о «Карте игроков рынка ИИ России». По словам руководителя ключевых проектов ЦТИИ «Нейролаб» Сандры Фадеевой, данное исследование базируется на результатах опроса, в котором приняли участие представители 2507* малых и средних предприятий из всех регионов России.
Надежды и ожидания
На рис. 1 представлен список задач, которые респонденты опроса ЦТИИ «Нейролаб» хотят автоматизировать с помощью ИИ. Из него следует, что свыше трети участников опроса (36,5%) хотели бы с помощью технологий ИИ автоматизировать решение такой задачи как «Управление клиентской базой».
На втором месте по «степени хотения» (что отметили 19,05% респондентов опроса) оказалось решение такой задачи как «Анализ и прогнозирование спроса».
На третьем месте среди «ИИ-хотелок» (что отметили 12,69% респондентов опроса) оказалось «Ценообразование».
Далее — по степени убывания актуальности идут такие задачи как «Внутренний аудит и контроль» (9,52% респондентов); «Управление качеством» (4,76%); "Управление рисками (4,76%) и «Автоматизация производственных линий (3,18%). Последняя задача чаще упоминается представителями производственного сектора, где технологии ИИ используются для повышения производительности и снижения издержек.
В то же время 9,54% респондентов опроса указали, что не хотят с помощью технологий ИИ автоматизировать никакие свои процессы. Проще говоря, скептически относятся к ИИ. Что, по мнению организаторов опроса, указывает на необходимость демонстрировать возможности технологий ИИ путём популяризации успешных кейсов и реализации различных образовательных инициатив.
Впрочем, ещё в начале этого года аналитики Kept обращали внимание на то, что недостаток информации о возможностях ИИ — один из основных барьеров, сдерживающих его использование в отечественных компаниях. Так что проблема эта не вчера возникла и не завтра решится. Но стремиться к её преодолению необходимо.
Реальное положение дел
Теперь от надежд и ожиданий перейдём к тому, что и как уже сделано. Исследование ЦТИИ «Нейролаб» показало, что только 14,4% МСП-респондентов считают себя полностью готовыми к внедрению ИИ или находятся на стадии активной подготовки. Это включает 6,14% компаний, которые полностью готовы и внедряют, и 8,26% компаний, находящихся на финальном этапе подготовки. При этом 48,8% компаний-респондентов пробовали внедрять ИИ, но столкнулись с трудностями, такими как высокая стоимость проектов, нехватка данных или отсутствие квалифицированных специалистов. В то же время 21% респондентов в настоящее время и вовсе не хотят применять ИИ в работе, а среди успешно внедривших ИИ (15,8%), лишь 26% смогли использовать технологии эффективно.
Обратите внимание: 21% МСП-респондентов, которые не хотят применять ИИ в своей работе, более чем в 2 раза превышает 9,54% ИИ-скептиков, упомянутых на рис. 1. Это расхождение в цифрах Сандра Фадеева объясняет так: «9,54% респондентов, упомянутых на рис. 1, это те, которые не внедряли и не собирались внедрять технологии ИИ; а 21% — это вместе с теми, кто внедрял, но больше не хочет внедрять». Отсюда вывод: свыше 10% малых и средних предприятий (из 2500+ МСП, принявших участие в опросе ЦТИИ «Нейролаб») раньше верили, что технологии ИИ помогут им решить те или иные задачи (рис. 1), а теперь не верят.
Это согласуется с мнениями некоторых аналитиков о том, что хайп вокруг технологий ИИ (а это, как известно, не только генеративный ИИ) идет на спад и так называемый «пик завышенных ожиданий» уже пройден. Однако расстраиваться не стоит: ведь классический «Цикл зрелости технологий» — его пример можно найти здесь — предполагает, что за «пиком завышенных ожиданий» следуют не только «нижняя точка разочарования» (энтузиазм гаснет почти полностью), но и такие стадии как «склон просвещения» (пересмотр некоторых идей и задач) и «плато производительности» (эффективность технологии в тех или иных областях становится очевидной).
Напомним: 5 декабря стали известны некоторые основные цифры финальной редакции нацпроекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
*Распределение респондентов по размерам компании и годовому доходу выглядело так:
- микро-компании (до 15 сотрудников и доход до 50 млн руб.) — 70,8%;
- малые компании
(16-250 сотрудников и доход до 800 млн. руб.) — 27,6%;- средние компании (более 250 сотрудников и доход выше 800 млн руб.) — 1,6%.
А вот как выглядело отраслевое распределение респондентов:
- розничная и оптовая торговля (11,59%);
- образование и консалтинг (7,93%);
- строительство и недвижимость (7,32%);
- производство (7,32%);
- реклама и маркетинг (6,71%);
- транспорт и логистика (5,49%);
- информационные технологии (4,88%);
- финансы и страхование (4,27%);
- медицина и здоровье (3,66%);
- рестораны и кафе (3,05%);
- другие категории и уникальные сочетания нескольких отраслей (37,78%).
Источник: IT Channel News















