28 января 2025 г.

Окончание, начало тут

Для понимания происходящего рассмотрим показательную ситуацию в «модном» сегменте NGFW. Он интересен сочетанием новизны и востребованности — причем в наиболее денежном подсегменте сетевой безопасности! — что стало мощным мотиватором к созданию соответствующих продуктов для большого количества российских компаний. В результате на локальном рынке еще в середине прошлого года были представлены более четырех десятков (!) продуктов этого класса, а с тех пор это количество, возможно, еще больше подросло. Очевидно, что на рынке, где «снимут сливки» гранды — UserGate, «Солар», Positive Technologies и МТС — просто не остается места для такого количества решений третьих фирм, которые могли бы существовать как коммерчески успешные продукты.

Отметим, что для успешного продвижения продуктов нужно формировать — а также развивать/ поддерживать/ etc. — канал продаж. Это требует как компетенций, так и инвестиций, а также времени. Например, упомянутый NGFW не является коробочным продуктом. При внедрениях требуется как решение задач интеграции, так и консультационная поддержка ИТ-специалистам заказчика, передача компетенций, причем, как отмечает Наталья Зенина, директор по работе с партнерами UserGate, как по непосредственному использованию продукта, так и в смежных вопросах.

В таких условиях у большинства российских компаний, работающих в этом сегменте, бизнес-перспективы не самые светлые. В других сегментах ИТ-рынка сложилась ситуация менее выразительная, но принципиально не отличающаяся.

Что будет?

Значительная часть ИТ-компаний — как новых, так и с давней историей — в сложных условиях и при обостряющейся конкуренции с рынка уйдут, что предсказуемо. Только пути для этого будут разными. Компании, в техническом плане не способные обеспечить продуктам значимые конкурентные преимущества, позволяющие надеяться на коммерческий успех, будут просто закрыты — естественный отбор только усиливается. Однако часть компаний, создавших решения, интересные в техническом плане и по функциональным возможностям, будут приобретены вместе с этими продуктами, а также, возможно, командами для развития и технического сопровождения. На глобальном рынке были бы ценны и другие элементы — патенты, ноу-хау и пр. — но в российских реалиях эти составляющие встречаются много реже, особенно у молодых компаний.

Потребность в M&A-сделках актуальна как для потенциальных продавцов, желающих «отбить» хотя бы часть инвестиций в проект, который «не выстрелил» в текущих условиях, так и для возможных покупателей. Быстро расширить присутствие в ранее нехарактерных для них технологических нишах либо сэкономить время и ресурсы на создание продуктов, комплементарных к уже имеющимся в портфеле решениям, используя M&A, стремятся игроки ИБ сегмента, отмечала Елена Бастанжиева, директор по развитию бизнеса Positive Technologies в России и странах СНГ. В других сегментах происходит примерно то же самое.

Тренд на слияния-поглощения начат давно. Например, в марте 2024 г. ГК Softline объявила о начале масштабного отбора среди российских ИТ-компаний для переговоров о приобретении. «Этот шаг является еще одним этапом укрепления и продолжения M&A-стратегии компании, — сказал тогда Владимир Лавров, генеральный директора ГК Softline. — Мы проводим своего рода open call для тех игроков рынка, которые хотели бы начать диалог о присоединении».

Однако именно сейчас крупные игроки рынка демонстрируют явное увеличение активности в этом направлении. Например, корпорация Softline в позапрошлом году купила 5 компаний, а в прошлом — уже 9. По сути корпорация покупала по компании в месяц, за исключением каникул. Разумеется, при этом требуются траты как на само приобретение, так и на онбординг — интеграция «покупки» в управленческую, финансовую, техническую и другие составляющие инфраструктуры холдинга требует значительных ресурсов. О важности быстрого упорядочивания процессов, систем, методов работы и корпоративной культуры после «слияний и поглощений», напоминают в Gartner. Работать приходится и с новыми рисками, в том числе, имеющими отношение к инфобезопасности.

«Любое решение плодит новые проблемы», и в случае со слияниями-поглощениями это видно, в частности, на росте рисков в области ИБ. Например, в 40% компаний есть сложности, связанные с учетными записями — с выявлением устаревших, накоплением избыточных прав и т. д. — сообщают в «Солар». При слиянии компаний на эти задачи следует обращать особое внимание, так как кратно возрастают особенности, увеличивающие риски уязвимости через этот популярный вектор атаки: в 50% успешных кибератак злоумышленники использовали скомпрометированные аккаунты, по данным за первое полугодие 2024 года, подведенным «Солар». «Аудит: кому, в каком объеме и для каких целей компания предоставляет свои ресурсы — это ключ к формированию безопасной рабочей среды», — напоминает Юлия Семенова, руководитель отдела управления правами доступа к информационным ресурсам департамента inRights ГК «Солар».

Концептуальные моменты

В широком смысле М&А — часть «зеленой» стратегии на переиспользование ресурса. В данном случае «переиспользование» касается как фрагментов кода и отлаженных процессов разработки, включая DevOps, SecOps, TestOps и т. д., так и команд программистов, на слаживание которых тоже были потрачены существенные ресурсы.

Важно, что происходящее дает реальный шанс многим российским продуктам на выход за пределы рублевой зоны. Мало кто из многочисленных российских вендоров — как новых, так и старых — может вывести свои продукты на рынки даже дружественных стран, это настолько сложно, дорого и хлопотно, что справиться с этим может только очень крупная компания. Надежда тут во многом на интеграторов.

Открытие российскими интеграторами региональных представительств (например, «Мобиус» — в Узбекистане, Solfline — в Казахстане, ОАЭ, Вьетнаме, Индонезии и в том же Узбекистане, Уральским центром систем безопасности — в Сербии и т. д.) дает шанс на проникновение в регионы целому ряду интересных российских продуктов: от программ и сервисов до экспертизы и консалтинга.

«С начала 2024 мы провели всесторонний анализ рынков и спроса, разработав стратегию по выходу на внешние рынки, максимально отвечающую потребностям и особенностям каждого отдельного региона», — говорит Николай Молчанов, директор по развитию бизнеса компании «Мобиус».

Разумеется, наиболее активно на новые рынки компании будут выводить собственные продукты, в том числе, и приобретенные вместе с компаниями по формату М&А.

Что дальше?

Тренд на слияния-поглощения будет идти по нарастающей, так как все факторы, способствующие его росту, присутствуют в полном объеме, а зачастую и усиливаются. Цели при этом могут быть как продуктовыми, так и маркетинговыми — укрепление позиций в сегменте, выход на новые рынки и т. д.

Крупные игроки национального ИТ-рынка активно скупают компании — причем как производителей и вендоров, так и, например, интеграторов — для решения разных рыночных задач: от покупки актуальных продуктов для включения в спектр собственного предложения до выхода в новые для себя сегменты рынка.

Из совсем новых трендов отметим покупку компаний, которые не в полной мере являются «айтишными». Сегменты могут быть неожиданными. Например, Solfline приобрел контролирующую долю в компании «ИРЭ-Полюс», которая известна как производитель лазеров — для косметологии и для других задач. Возможно, это «первая ласточка» превращения крупных ИТ-компаний в многопрофильные российские аналоги корейских чеболи или японских дзайбацу.

Хотя у игроков ИТ-рынка дела идут не так хорошо, как хотелось бы, все же они в новых условиях чувствуют себя много лучше, чем значительное количество российских предприятий из других секторов экономики. Заметим, что многие ИТ-компании уже успешно применяют диверсификацию, но пока направляют ресурсы на развитие корневого бизнеса. Например, российские производители компьютерного оборудования активно присматриваются к компаниям, занимающимся производством пластмасс и изготовлением изделий из них — расширенный контроль над созданием корпусов, многослойных плат, креплений и прочих элементов важен для стабильности производств и обеспечивает вендорам ряд интересных конкурентных преимуществ. Но об этом поговорим в другой раз.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News