29 мая 2025 г.

В осиное гнездо биржевой и инвестиционной нервозности, и без того изрядно разворошённое то вводимыми, то приостанавливаемыми с апреля администрацией Белого дома волюнтаристскими налогами на импорт, решила, судя по всему, сунуть свой молоточек и судебная власть США. Как сообщает Reuters, федеральный Суд по делам международной торговли страны, в чьей юрисдикции находятся как раз вопросы трансграничной коммерции и таможенных правил, заблокировал значительную часть введённых Дональдом Трампом (Donald Trump) тарифов (за исключением повышенных пошлин на автомобили, сталь и алюминий) — на том основании, что президент-де превысил в этом плане свои полномочия, поскольку американская Конституция наделяет исключительно Конгресс правом регулирования торговых сношений с другими государствами.

При этом сформулированное судьями заключение вовсе не ставит под сомнение вероятную экономическую оправданность и эффективность предложенных администрацией Трампа повышенных тарифов, это вопрос совершенно отдельный, — решение вынесено в связи с формальной невозможностью для президента покушаться на те области торгового регулирования, что отнесены к ведению Конгресса. Биржи отреагировали на этот вердикт с явным облегчением: доллар впервые за сравнительно долгое время принялся расти по отношению к другим мировым валютам, а за ним последовали и ценные бумаги, причём не только казначейские обязательства самих США, но и аналогичные облигации азиатских стран.

Хэппи-энд для глобального рынка (и его ИТ-направления, в частности), впрочем, пока ещё не наступил: суд обязал президента в десятидневный срок отменить добавочные налоги на импорт, которые он ввёл в обход Конгресса (хотя в том, строго говоря, у республиканской партии сейчас большинство — и, возможно, одобрение всё равно было бы получено, реши президент пойти длинным путём). Администрация же Трампа, в свою очередь, поставила под сомнение правомочность Суда по делам международной торговли в этом вопросе и подала встречный протест. Позиция защиты базируется на апелляции Трампа к International Emergency Economic Powers Act (IEEPA) от 1977 г., который наделяет президента правом вводить санкции против «врагов Америки» и замораживать их активы в случае «угрозы национальной безопасности» (national emergency), — однако 47-й президент стал первым, кто использовал акт времён разгара Холодной войны для огульного повышения ввозных пошлин, в том числе на товары из стран-союзников.

Разбирать завязавшийся спор должен будет для начала Апелляционный суд США, а если его решение обе стороны не устроит, то и Верховный. Аналитики Goldman Sachs, которых цитирует Reuters, по сути призывают участников рынка не поддаваться эйфории — подчёркивая формальность повода сделанного Судом по делам международной торговли заявления, а также оставленное им без внимания повышение налогов по отдельным отраслям — которые, похоже, судьи полагают вынесенными без превышения президентских полномочий. По этой причине, даже если в ближайшие дни, а то и недели, «тарифы из ада» фактически прекратят действовать, администрация Трампа почти наверняка сумеет отыскать обходные пути для их повторного введения — ну, или воспользуется-таки для продавливания своей политики весом республиканского большинства в Конгрессе.

В результате, выходит, решение суда в средне- и тем более долгосрочной перспективе не только не прибавило определённости тарифной политике Штатов, от которой напрямую зависит вся мировая торговля, включая и высокотехнологичную, — а ещё более раскочегарило чад происходящего там кутежа. Градус неопределённости в очередной раз взлетел, а для ресурсоёмких и времязатратных ИТ-проектов — от возведения чипмейкерских фабрик до планирования, сколько ноутбуков данной конкретной серии удастся именно этому бренду реализовать за год, и какие, соответственно, объёмы заказов загодя размещать у ODM-партнёров — нет ничего хуже неопределённости.

Не говоря уже о том, что торговый дефицит США, достигший в 2024-м умопомрачительной суммы в 1,2 трлн долл., под лозунгом борьбы с которым — объявив его «угрозой национальной безопасности» — Трамп и принялся вводить «тарифы из ада», — возник вовсе не от непродуманности тарифной политики прежних администраций. Он стал, как подчёркивают американские же экономисты, прямым следствием утверждения американского доллара как по сути единственной мировой резервной валюты, и неудержимый поток долларов, который хлынет в Штаты, если держатели их запасов за границами страны примутся от них избавляться, грозит утопить экономику самих США в невиданной прежде инфляции. Впрочем, как раз этот тонкий момент с видимым (или кажущимся?) непониманием действующей администрацией базовых принципов функционирования глобальной экономики выходит за рамки обсуждения спровоцированной Трампом сотоварищи ситуации в мировой ИТ-отрасли.

А ситуация эта крайне далека от стабильности: хотя только что Nvidia, флагман глобальной ИТ-индустрии, объявила о более высокой, чем ожидали аналитики, выручке за завершившийся только что первый квартал 2026-го фискального года, одновременно с тем было заявлено: если администрация Трампа продолжит ограничивать экспорт даже урезанных по производительности серверных ИИ-ускорителей в КНР, компания продолжит недополучать огромные средства. За истекший квартал она именно из-за этого уже заработала на 2,5 млрд долл меньше, чем могла бы, а по итогам второго квартала недополученная выручка только на китайском направлении достигнет, если жёсткие ограничения не будут пересмотрены, 8 млрд долл.

Подчеркнём, здесь речь уже не о тарифах на импорт, а о запрете экспортировать в материковый Китай даже не сами высокие технологии, а построенную по ним (относительно) передовую продукцию, — что также нарушает связность глобального ИТ-рынка и подрывает позиции Nvidia и прочих американских вендоров в глазах потребителей и заказчиков высокотехнологичных товаров и услуг. Понятно, что пока массово доступных и адекватных по производительности/надёжности аналогов чипов той же Nvidia, Intel, AMD на рынке нет, их продолжат приобретать — используя обходные пути, переплачивая перекупщикам и даже прибегая к прямой контрабанде.

Но чем дальше, тем меньше такая ситуация станет устраивать рынок, а ИТ-отрасль самой КНР продолжает тем временем поступательно развиваться — демонстрируя ныне отставание от американской (по направлению микропроцессоров) уже не на 15-20 лет, как было в предковидные времена, а всего-то на 5-7. Администрация США пытается этому препятствовать, но учитывая, что вводимые ею одновременно импортные тарифы увеличивают накладные расходы собственных же американских ИТ-компаний (и тем самым отнимают у них средства, которые можно было бы вложить в НИОКР для ускорения своих разработок), по сути сама же и способствует дальнейшему сокращению этого разрыва — ввергая экспертов и бизнесменов отрасли во всё усиливающееся оцепенение от непонимания сути происходящего.


Источник: Максим Белоус, IT Channel News