30 мая 2025 г.
Стремясь к устойчивому лидерству в сфере высоких технологий и инноваций, Китай в течение последних десятилетий оптимизирует систему управления объектами интеллектуальной собственности (ИС). Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует соответствующие инструменты политики КНР, в частности актуальные меры в области индустриализации патентов.
Китай несколько лет подряд удерживает мировое лидерство по числу заявок на изобретения. По итогам 2023 г. резидентами этой страны было подано 1,64 млн патентных заявок (или около 1,1 тыс. на 1 млн жителей — это более, чем в три раза выше среднемировых значений), среди них около 70 тыс. международных патентных заявок PCT. При этом было выдано 921 тыс. патентов на изобретения (+15% к уровню 2022 г.), зарегистрировано 4,4 млн товарных знаков, 6,4 млн авторских прав на произведения и 2,5 млн — на компьютерное программное обеспечение (выше 2022 г. на 42,3% и 36% соответственно).
Правовая защита ИС
Китайское правительство последовательно реализует меры по правовому обеспечению рынка ИС. В 2020 г. были приняты поправки к закону о патентах, предусматривающие введение новых стимулов к созданию «качественных» инноваций через патентование и рост доверия граждан и бизнеса к институту ИС. В 2021 г. утверждена Концепция построения мощной державы в области ИС, определяющая принципы развития этой сферы (см. «Мировой лидер патентования поднимает планку качества»). Параллельно, в целях повышения уровня осведомленности компаний о рынке ИС и расширения возможностей предоставления услуг в формате «одного окна» Национальное управление интеллектуальной собственности Китая (China National Intellectual Property Administration, CNIPA) создало сеть национальных (в крупнейших городах страны) и локальных (на базе крупных промышленных кластеров) центров защиты прав на объекты ИС. К середине 2024 г. общее число таких центров превысило 100.
В 2023 г. около трети патентообладателей оценили уровень защиты объектов ИС в Китае как относительно приемлемый (29,9%; +6,3 п. п. к 2019 г.). При этом более половины (53,4%) китайских патентообладателей считают, что меры по защите ИС в стране должны быть усилены. Различные инструменты защиты прав на объекты ИС в 2023 г. применяли 83,1% от общего числа патентообладателей, столкнувшихся с нарушением своих прав (+10,4 п. п. к уровню 2022 г.).
В апреле 2024 г. в Китае запустили рассчитанную на два года правоприменительную кампанию по защите прав на объекты ИС, нацеленную на борьбу с нарушениями интеллектуальных прав, в том числе касающихся подделки микроэлектроники, бытовой техники, предметов интерьера, одежды, детских игрушек и др. В том же году в мае был принят План создания системы защиты интеллектуальной собственности, разработанный CNIPA совместно с Центральным отделом пропаганды, Верховным народным судом, Верховной народной прокуратурой, Министерством общественной безопасности, Министерством юстиции, Министерством торговли, Главным таможенным управлением и Государственной администрацией регулирования рынка. Согласно документу, власти КНР предполагают к 2035 г. провести комплексную модернизацию системы защиты ИС, которая должна сочетать эффективные механизмы управления, строгого контроля нарушений, справедливого правосудия с отраслевыми стандартами для субъектов предпринимательства и мерами саморегулирования со стороны профессиональных сообществ.
На фоне бурного роста новых технологий и геополитических конфронтаций на государственном уровне все более насущными становятся не только вопросы защиты прав на объекты ИС, но и их коммерциализации.
Индустриализация патентов: от изобретения к прибыли
Согласно опубликованному в 2023 г. Канцелярией Государственного совета КНР Специальному плану действий по трансформации и использованию патентов на
В КНР стабильно растет не только число патентов, но и эффективность их использования. Согласно данным «Отчета о патентном обследовании Китая за 2023 г.» (далее — Отчет), общий уровень индустриализации патентов на изобретения в 2023 г. составил 39,6% (в 2022 г. — 36,7%). Для промышленных предприятий показатель еще выше (51,3%; + 3,2 п. п. к 2022 г.) (рис.1); причем государственные высокотехнологичные компании по уровню индустриализации уверенно обошли частные (57,6% против 38,1%). Также прослеживается заметный (в разные годы от трех до пяти раз) разрыв между НИИ и университетами. По итогам 2022 г. вузы продемонстрировали рост (на 0,9 п. п. к уровню 2021 г.; всего 3,9%), а в НИИ, наоборот, имел место некоторый спад (13,3% в 2022 г. против 15,6% в 2021 г.); в целом же за последние пять лет повышательная динамика индустриализации в университетах и научных институтах неустойчива.
Самый высокий уровень индустриализации патентов наблюдается в сегменте средних предприятий (57,9% в 2023 г.) (рис. 2), среди малых и микропредприятий фиксируется значимый прирост показателя (на 8,6 п. п. и 11,8 п. п. в
В 2022 г. этой мерой воспользовались порядка 26 тыс. компаний по стране, из них большинство (70,5%) — средние, малые и микропредприятия. Объем кредитов, выданных под залог патентов и товарных знаков, в 2022 г. впервые превысил 400 млрд юаней (4,5 трлн руб.), при этом темпы роста три года подряд сохранялись на уровне более 40%.
Систему рынка ИС с высокими стандартами качества КНР формирует на базе единой онлайн-платформы с использованием технологий больших данных и искусственного интеллекта. На данной платформе, которая призвана ускорить получение запросов от бизнеса на востребованные на рынке объекты ИС и в целом оптимизировать сотрудничество между компаниями, вузами и научными организациями, будет проводиться оценка рыночной стоимости патентов университетов и научных организаций, их дальнейшее обслуживание и коммерциализация.
Комментирует Михаил Гершман, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ: «На протяжении последних десятилетий китайские власти активно совершенствуют сферу ИС, расширяя практику банковского кредитования под залог прав на объекты ИС, создавая дополнительные онлайн-сервисы, а также усиливая меры по защите патентных и авторских прав на базе профильных центров. Это способствовало динамичному росту рынка ИС в КНР.
В России развитие рынка ИС также относится к числу приоритетных задач правительства. В последние годы была создана сеть центров трансфера технологий на базе вузов и научных организаций, способствующих коммерциализации РИД. Для стимулирования перспективных технологических разработок в субъектах Российской Федерации применяется такой инструмент, как трехстороннее соглашение, заключаемое между Минэкономразвития России, Роспатентом и регионом. На основе таких соглашений федеральные ведомства оказывают региону методическую и информационную помощь по вопросам создания, правовой охраны, учета и вовлечения в хозяйственный оборот РИД, внедрения инноваций на производстве, подготовки кадров. Другим ярким примером поддержки процессов коммерциализации РИД является московский опыт кредитования субъектов МСП под залог ИС. Зарегистрированные в столице инновационные компании могут получить кредит в размере до 50 млн руб. при поручительстве Московского гарантийного фонда (в случае банкротства заемщика должен возместить банкам до 95% суммы). Масштабирование успешных практик и реализация новых инициатив в этой сфере позволят нашей стране уверенней идти по пути формирования экономики знаний и обеспечения технологического суверенитета».
Источники: использованы нормативно-правовые акты, официальные доклады и веб-сайты органов власти и других организаций КНР; Результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на 2025 год.
Источник: Инга Иванова и Андрей Клыпин, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ