5 июня 2025 г.
«Вкалывают роботы, счастлив человек» — чересчур, как показывает практика, наивное восприятие тех перемен, что проносит в нашу повседневность генеративный искусственный интеллект (ИИ). То есть взять на себя исполнение каких-то рутинных (а частью даже и традиционно относимых к «творческим») задач умные боты действительно смогут, — и уже довольно успешно кое-где себя проявляют. Проблема кроется как раз во второй части процитированного высказывания: оставаясь без работы, высвобожденные сотрудники вовсе не преисполняются счастья — осознавая вдруг, что накопленный ими за годы, а то и десятилетия опыт уже не столь востребован, а на переквалификацию нужны и ресурсы, и время, и особый настрой.
Недаром один из наиболее последовательных и влиятельных технооптимистов мировой ИТ-отрасли, глава компании Anthropic Дарио Асмодеи (Dario Amodei), заявил недавно в интервью CNN, что до половины всех начинающих «белых воротничков» на планете могут в перспективе ближайших
Речь недаром идёт как раз о начинающих офисных сотрудниках: уровень развития нынешнего ИИ таков, что с наибольшим успехом он готов выполнять как раз ту самую работу, что десятилетиями, если не столетиями до того доверяли практикантам, стажёрам и новичкам: наиболее рутинную и наименее ответственную. Чем сложнее поставленная задача, тем в среднем хуже справляется с ней умный бот — точнее, тем ощутимее проявляют себя негативные последствия характерных для генеративных моделей «галлюцинаций».
По оценке SignalFire, в США крупные ИТ-компании уже до половины сократили характерное для них всего год-два назад количество контрактов, заключаемых с только что выпустившимися из вуза/колледжа молодыми специалистами, — именно потому, что специалистов этих с лёгкостью заменяют современные умные боты. Microsoft недавно объявила об увольнении около 6 тыс. человек, примерно 3% своего штата, как раз под знаком «оптимизации трудовых ресурсов» ради «увеличения инвестиций в ИИ-платформу».
При этом для живых наёмных сотрудников ситуация складывается не лучшим образом: не имеющие возможности набраться опыта на сравнительно простых задачах новички лишаются шанса вырасти в востребованных даже в ИИ-век специалистов, — а на действующих профессионалов высокого класса, в свою очередь, ощутимо растёт нагрузка. В этой связи у работодателей появляется искушение активнее практиковать так называемую «культуру переработок» (hustle culture), что превозносит усердный труд без оглядки на нормативы — «ради собственного блага и во имя компании»: мол, регулярно перевыполняющий KPI сотрудник непременно стяжает себе почёт, уважение и материальные бонусы от начальства.
На деле же, как утверждают на страницах издания CRN профильные эксперты, «культура переработок» (hustle culture) — особенно в ИТ-отрасли — чревата и для самих работников, и для их нанимателя самыми неприятными последствиями. Тонкость заключается в корректном определении критериев, по которым оценивается производительность сотрудника. Прямолинейные, количественные KPI — число принятых/совершённых звонков, написанных строк кода, закрытых заявок от клиентов и т. д. — важны, бесспорно, но они говорят лишь об общем объёме произведённой человеком работы, а не о её качестве. А на качество влияет немало тонких и не всегда чётко определяемых факторов — от внутренней удовлетворённости избранной профессией до меры, в которой соблюдается баланс между оплачиваемым трудом и личной жизнью в свободное от него время.
Эксперты советуют руководителям обращать самое пристальное внимание на три именно качественных показателя, что характеризуют морально-психологическое состояние коллективов:
- равномерность выполнения задач (alignment) различными сотрудниками и их группами; имеется в виду гармоничное выравнивание темпов деятельности по всем направлениям — чтобы никто, выполнив свою часть работы, не оставался без дела в ожидании, пока его коллега/соседний отдел справится с назначенными им задачами,
- эффективность (efficiency) — здесь упор нужно делать на оптимизацию рабочих процессов с чётким пониманием необходимости и отработанности каждого из этапов, а не на бездумное прикручивание каких-то внешних инструментов (вроде того же ИИ) к плохо отлаженным и не до конца понимаемым процедурам с целью их механического ускорения,
- самочувствие (wellbeing) — если оно на низком уровне, даже многие часы переработки не сделают сотрудника производительнее: выгорание работника, особенно на ответственном участке, — это не его персональная проблема, а вполне реальный операционный риск для его нанимателя.
Вот как раз с учётом трёх этих факторов и следует, уверяют эксперты, ИТ-компаниям оптимизировать свои штаты, — применяя модные и действительно небесполезные ИИ-инструменты в первую очередь не для замещения позиций стажёров и молодых специалистов, лишая тех заодно возможности опериться и набраться опыта, в том числе в ходе повседневного общения со старшими коллегами, а для разгрузки этих самых умудрённых коллег от изнурительной рутины на их уровне. Да, такой подход на начальном этапе не приведёт к ожидаемому владельцами бизнеса снижению операционных затрат, — поскольку и штаты сильно сокращаться не будут, и расходовать средства на генеративные модели придётся.
Зато уже в среднесрочной перспективе отказавшиеся от hustle culture команды при разумной поддержке ИИ — который будет действовать там, где он кратно усилит потенциал состоявшихся профессионалов, а не отнимет саму возможность развития у новичков, — покажут, убеждены эксперты, достойный зависти конкурентов результат: устойчиво высокую эффективность в ходе решения самых сложных и срочных задач. Особенно по тем направлениям — вроде информационной безопасности, — где главным критерием является высококачественное выполнение задания в срок, а не просто как можно более стремительное закрытие поступившей заявки с минимальными сопутствующими затратами. Именно с такими партнёрами благодарные заказчики будут стремиться поддерживать отношения как можно дольше, — что в итоге окупит увеличенные на раннем этапе затраты за счёт формирования подкреплённой реальным опытом репутации, с чем никакой ИИ помочь в принципе не способен.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News