10 июня 2025 г.
На фоне прочих сегментов глобального ИТ-рынка (за исключением разве что тех, что связаны с искусственным интеллектом, — там заметен внушительный рост) мировой рынок устройств печати и копирования не слишком выделяется в плане динамики: ни провалов, ни взлётов. Согласно данным портала Statista, по итогам 2025 г. сегмент достигнет 9,7 млрд долл. США (из которых 2,3 млрд долл. будет израсходовано на печатающее оборудование в одной только КНР), увеличившись на 0,7% год к году, и на интервале до
Исследование о состоянии мировой индустрии печати в 2025 г., которое в Quocirca провели с опорой на опрос исполнительных директоров занятых в этой отрасли компаний, выявило целый ряд вполне объективных сложностей, с которыми сталкивается рассматриваемая отрасль. Сложности же эти возникают в ходе вынужденного разворота от вошедшей в привычку за многие десятилетия транзакционной модели (продажа принтеров, а затем расходников для них) к сервисной, что подразумевает постановку во главу угла не самих физических устройств, а программного обеспечения для оптимизации из эксплуатации в прикладных реалиях каждого конкретного заказчика.
Необходимость подобного разворота, уверены аналитики, — явление вполне объективное: клиенты всё реже приобретают принтер или МФУ ориентируясь всего лишь на шильдик привычного бренда. Им в нынешних непростых условиях важнее становится понимать, как будет организовано (и в какую сумму обойдётся!) обслуживание и сопровождение выбранного устройства на всём протяжении срока его фактической службы, — а конкретные характеристики моделей разных вендоров (зачастую изготавливаемых, кстати, на одних и тех же ODM-предприятиях), теряют в глазах клиентов первостепенную значимость.
По сводной оценке участников опроса Quocirca, сегодня в глобальном канале продаж устройств печати наиболее крепкие отношения у их заказчиков с вендорами фиксируются в 36% случаев, а с поставщиками ИТ-услуг — всего в 3%. Однако уже в среднесрочной перспективе ситуация кардинально изменится: главной фигурой, что обеспечивает функционирование его инфраструктуры печати, для заказчика в 38% случаев окажется поставщик услуг, а вендор удержит эту позицию лишь в 9% контрактов. В целом, уверены аналитики, будущее всего рассматриваемого направления ИТ-рынка зависит от того, насколько успешно его участники сумеют предъявить клиенту ценность своих разработок в условиях стремительно цифровизирующегося документооборота и иных сторон бизнеса, для которых ещё недавно печать обладала неоспоримой важностью, — вопрос стоял лишь, чьи именно устройства и с какими сервисными пакетами приобретать.
Иными словами, эксперты Quocirca ратуют за необходимость скорейшей смены бизнес-модели мирового рынка офисной печати как целого, — иначе нынешняя стагнация грозит обернуться довольно скорым его закатом. Ситуация осложняется тем, что сама по себе печать — перевод документа из цифровой формы в бумажную — немыслима без принтеров и МФУ как физических устройств, и даже управляемые услуги печати (MPS) возникли как способ оптимизации и повышения эффективности использования всё тех же аппаратных средств. Однако по мере всё более широкого распространения цифрового документооборота, перехода к гибридной занятости, смены потребительских пристрастий и т. д. фактическая нагрузка на офисную инфраструктуру печати снижается.
При этом о переходе к «безбумажному офису» и тем более к «безбумажному взаимодействию с бюджетными организациями» речи не идёт, что в какой-то мере способствует самоуспокоению принимающих решения руководителей компаний в сегменте печати: существующие парки принтеров и МФУ нужно обслуживать и подновлять, новые филиалы организаций требуют хотя бы минимального набора оргтехники, расходные материалы по-прежнему востребованы, — всё это работает на сохранение околонулевой динамики рынка и заодно укрепляет иллюзию, что однажды вялый его рост сменится стремительным взлётом.
На деле же, предупреждают аналитики, внедрение «менее бумажного» (less paper) документооборота ведёт пусть к медленному, но неуклонному вытеснению печатающих устройств на периферию бизнес-процессов, — и если вендоры в сотрудничестве с канальными партнёрами не примут решительных мер, спрос на оргтехнику имеет все шансы перейти от вялого роста к не менее слабо выраженному, но стратегически неотвратимому сокращению. Выход эксперты Quocirca видят в сдвиге парадигмы самой организации инфраструктуры офисного документооборота — от твёрдых копий к интегрированным сервисам управления документами, включая мультимедийные; к обеспечению их информационной безопасности и сохранности.
Таким образом вместо принтера главным аппаратным устройством в офисах ближайшего будущего может сделаться многофункциональный сканер — не сам по себе, разумеется, а как аппаратный фронт-энд развитой мультимодальной системы MDS, включающей средства оцифровки, архивации и обработки данных, причём с привлечением машинного обучения (в более актуальных терминах — ИИ) для выборки нужной информации по запросу, автоматизации рутинных процессов и решения иных служебных задач.
Эксперты отмечают также, что в ходе решения этой важнейшей для сегмента печати задачи вендорам придётся пережить довольно сложные времена: технологии дошли уже по сути до предела физически различимого на глаз качества отпечатков, в том числе и цветных; у множества фирменных патентов истекают сроки действия, что облегчает клонирование когда-то передовых устройств noname-вендорами с ощутимым снижением цены; попытки искусственно привязать пользователя к брендированным расходникам в условиях огромного разнообразия сопоставимых предложений приводит лишь к росту раздражительности заказчиков и к девальвации ценности бренда.
Больше половины — 55% — участников опроса Quocirca убеждены, что OEM-изготовители принтеров продолжат развивать сотрудничество с другими (изначально не занятыми разработкой устройств печати) ИТ-компаниями. Просто потому, что куда проще предлагать заказчику комплексную инфраструктуру, в которой и ПК, и серверы, и принтеры будут идти под единой маркой и сопровождаться общим комплексным пакетом услуг. Специализированным же вендорам устройств печати придётся несладко, причём по целому спектру причин: 36% респондентов признались, что главный вызов для них — сама переориентация с продуктоцентричной на услугоцентричную модель; 36% видят основную сложность в расширении предлагаемого заказчикам покета ПО и цифровых сервисов, ещё 28% — в снижении своих затрат в крайне сложных сегодня экономических условиях.
Долгое время оправдывавший себя подход MPS — сводившийся, по сути, к поставке парка печатающих устройств с обеспечением их расходными материалами по фиксированной цене — уже, что называется, не вывозит; клиентам необходимы теперь и оцифровка документов, и автоматизация документооборота, и обеспечение кибербезопасности — и всё это, желательно, в рамках единой платформы, обслуживать которую поможет единый же поставщик услуг. Кризис таких мультимодальных предложений от вендоров усугубляется нехваткой сведущих в актуальных ИТ-новшествах профессионалов в их штате, а также сложностями с интеграцией ИИ в их собственных бизнес-процессы.
Устройства печати, заключают аналитики, должны перейти от ориентированной на выдачу документа (output-centric) модели к подходу, ставящему во главу угла ввод данных (input-centric); найти применение в качестве мощных центров сканирования и оцифровки с поддержкой искусственного интеллекта. Основное внимание должно быть уделено усовершенствованному хранению документов, интеллектуальной автоматизации рабочих процессов, а также плавной интеграции с облачными платформами и системами управления корпоративным контентом. Это позволит заказчикам эффективно оцифровывать физические документы (а также работать с мультимодальным вводом — составляя, например, текстовое резюме видеозаписи проведённого совещания с рассылкой его по адресам участников), автоматизировать процессы — и в целом обеспечивать бесперебойный обмен данными между бумажной и цифровой средами.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News