16 июня 2025 г.
После событий 2022 года многие западные компании покинули российский рынок. Сейчас ситуация меняется — часто говорят о том, что основные игроки самых разных рынков могут вернуться. Гарантировать это в условиях нестабильности и политической напряженности никто не возьмется. Но для каждой отдельной отрасли можно уже сейчас оценить, нужно ли рынку это возвращение? Рассуждает Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem, российского разработчика платформ для комплексного управления ИТ-инфраструктурой.
Западные облака: как это было
По данным iKS-Consulting, к концу 2021 года крупнейшие зарубежные вендоры контролировали 95% российского рынка виртуализации по объему продаж. Западными облаками пользовались в том числе и крупнейшие российские компании. Их уход из страны был настоящим ударом по отрасли.
Но за прошедшие 3 года на рынке произошли большие изменения. По данным Strategy Partners, только лишь сегмент виртуализации вырос за 2024 год на 37%, при этом доля российских решений составила 74%.
Большинство российских разработчиков чувствуют себя уверенно, так как уже заняли свои ниши и создали конкурентоспособные решения. Западный бизнес не остановит их развитие. Но в теории возвращение западных компаний может усилить конкуренцию и улучшить условия для клиентов. Оно принесет в Россию новые технологии и поможет прийти к международным стандартам.
Но не все так просто.
Стоит ли возвращаться: аргументы за
В целом западные ИТ-решения более функциональные. Во многих сегментах ИТ-рынка решений для импортозамещения много, но каждое из них само по себе недостаточно развито. Существующей конкуренции между российскими разработчиками, видимо, пока недостаточно, чтобы подтолкнуть консолидацию рынка — укрупнение решений и, соответственно, ускоренное развитие функций продуктов-лидеров.
Яркий пример этой тенденции — сегмент российских ОС, где каждый производитель «тянет одеяло на себя». В этом и ряде других сегментов по функциональности и удобству западные аналоги все еще впереди.
Однако именно облака — Яндекс.Облако, VK Cloud, МТС Cloud и т. п. — за прошедшие годы шагнули достаточно далеко. В отличие от тех же ОС, этот сегмент рынка уже достаточно консолидирован. Аналогичная ситуация на рынке инструментов. Поэтому именно в облачном сегменте раздробленность нашего рынка не поможет западным игрокам.
Еще один аргумент за возвращение — на нашем рынке до сих пор осталось много специалистов, сертифицированных тем же VMware или Oracle. Сертификация была своего рода понятной системой координат для найма персонала при обслуживании инфраструктуры. Там, где этот фактор учитывается, он может сыграть на руку вендорам при попытках заново набрать клиентскую базу.
Стоит ли возвращаться: аргументы против
Уход с рынка был серьезным ударом по репутации западных облачных решений среди руководителей российского бизнеса. Каждый ИТ-проект реализуется с расчетом на эксплуатацию в течение длительного срока. Здесь же эксплуатацию пришлось прекратить без оглядки на бюджеты — экстренное импортозамещение обошлось бизнесу очень дорого. В случае возвращения западные облака вряд ли смогут убедить своих вчерашних клиентов в том, что такой маневр больше не повторится при новых политических конфликтах.
Возможно, в сторону старых знакомых посмотрит малый и средний бизнес, который пользуется облаками по принципу абонентской подписки и никогда особо не вкладывался во внедрение. Но крупный бизнес, потерявший средства на прекращении поддержки уже интегрированных решений, а потом вложившийся в отечественные продукты на замену, вряд ли готов будет прекращать запущенные проекты и терять деньги снова. Тем более без гарантий, что западный продукт просуществует на нашем рынке длительное время.
Помешает крупному бизнесу и регуляторное давление. С 2022 года было принято уже достаточно нормативных документов, формирующих цифровой суверенитет. Государственный сектор и госкомпании останутся на отечественных решениях из-за действующих директив.
Очевидно, что со стороны западных компаний возвращение должно как-то окупаться. Потребуется заново открывать офисы, разворачивать поддержку российских пользователей (набирать персонал на перегретом кадровом рынке). Это огромные вложения, а без них масштабно конкурировать с российскими продуктами уже не получится. Удастся ли им предложить при этом цены, конкурирующие с российскими инструментами, — неизвестно.
Что в итоге
Возвращения западных компаний исключать нельзя. Все-таки Россия — это огромный сегмент мирового рынка. Но вот результаты этого возвращения будут неоднозначны.
В отдельных сегментах рынка — где наши решения еще недостаточно функциональны — малый и средний бизнес вполне может вернуться к использованию зарубежных инструментов. Но вряд ли это относится к облачным решениям. Здесь отечественные продукты продолжают активно развиваться в соответствии с рынком.
А на бюджеты больших компаний вендорам с Запада в принципе не стоит рассчитывать. Новые требования регулирования таковы, что во многих случаях обратный переход попросту невозможен. Плюс крупному бизнесу нужна локализованная поддержка, гибкость и адаптируемость, в частности совместимость с отечественными ОС. А это теперь основное преимущество именно российских решений.
В итоге в случае развития событий по позитивному сценарию нас ждет возвращение отдельных компаний, у которых хватит ресурсов для преодоления всех сложностей. При этом процесс будет зависеть от целого ряда факторов, включая урегулирование юридических вопросов и налаживание логистических цепочек. Он будет постепенным и потребует адаптации иностранных компаний к новой регуляторной среде и возможным антимонопольным мерам. Возможно, он займет месяцы, а то и годы.
Источник: Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem