28 июля 2025 г.
Это произойдет в том случае, если
«У данного законопроекта долгая предыстория, рассказал нам исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. — После начала СВО в 2022 г. встала задача удержания работоспособности всех ИТ-решений (наших и импортных), потом импортозамещения и наконец срочного выстраивания технологического суверенитета. Денег не хватало всегда. Поэтому их собирались направить и иногда направляли на самое необходимое или очень востребованное, будь то компании или проекты.
Например, можно вспомнить решение о поддержке „системооборазующих“ организаций в сфере ИТ (постановление Правительства РФ от 26.04.2022 г. № 754 „Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным аккредитованным системообразующим организациям в сфере информационных технологий, а также организациям, входящим в группу лиц системообразующей организации в сфере информационных технологий“). Немного позже, уже в 2023 г. началась подготовка новой формы поддержки для ИТ-компаний со статусом „системно значимых“. Была объявлена формула — лозунг „рынок в обмен на инвестиции“. Разработчикам объяснили, что бюджетных средств на замещение всего мирового софта не хватит. И государство будет приветствовать те компании, которые вложат свои или частным образом привлеченные средства в доработку своих программ до уровня мировых и/ или под требования крупных заказчиков. А в обмен они получат в каком-то виде преференции при госзакупках. Некоторые разработчики действительно вложили миллиарды. Но законодательство, обеспечивающее преференции, прописать, согласовать и принять оказалось не просто. Возникал риск снижения рыночной конкуренции».
«И вот спустя три года Госдума в третьем чтении приняла законопроект, в котором перечислены критерии „значимых“ разработчиков ПО. Появится реестр таких компаний, реестр доверенного российского ПО, реестр или перечень программ и баз данных, разработанных российскими юрлицами для собственных нужд, — продолжает Николай Комлев. — Всем нам хотелось бы, чтобы государство поддерживало именно нас. Но так хочет каждая отрасль, каждая компания. Правительство должно балансировать, выбирая кого поддерживать и как, чтобы не навредить другим и оптимально распределить бюджет. В приведенном примере видно, как за три года трансформировалась идея и сами меры поддержки. В Минцифры не отступились от идеи преференций для ответственных разработчиков — инвесторов в собственное производство.
Принятый законопроект — это ещё не всё. Предстоит большая работа с подзаконными актами, чтобы новые меры поддержки заработали эффективно для разработчиков и потребителей».
О перечне российского ПО для собственных нужд
Из графика заседаний Совета Федерации следует, что ближайшее заседание «верхней палаты» нашего Парламента состоится 24 сентября, а закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если его потом подпишет президент РФ, вступит в силу лишь в марте будущего года... Так что время для подготовки правильных подзаконных актов ещё есть...
Впрочем, и сам законопроект вызывает немало вопросов. Так например, 25 июля АРПП «Отечественный софт» обратилась в Совет Федерации и Государственную Думу с просьбой отклонить и доработать закон о «ПО для собственных нужд», принятый Госдумой 22 июля. В письме к председателю комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолию Артамонову с копией председателю СФ Валентине Матвиенко и председателю Госдумы Вячеславу Володину разработчики попросили создать согласительную комиссию и привлечь к разработке подзаконных актов экспертов отраслевых ИТ-ассоциаций.
В АРПП считают, что закон, который в том числе предусматривает создание перечня российского ПО для собственных нужд российских компаний, может нарушить систему существующего Единого реестра отечественного ПО, и софт без включения в Единый Реестр начнет поставляться в качестве отечественного, в том числе для использования в субъектах критической информационной инфраструктуры (КИИ).
Авторы письма обращают внимание на то, что изначально законопроект №
В Ассоциации уверены, что такой софт можно будет наряду с программными продуктами из Реестра использовать на объектах КИИ. При этом процесс включения ПО в новый перечень не предусматривает его введение в гражданский оборот на территории РФ. Изменения законодательства могут оказать влияние на конкуренцию в разработке российского ПО, повысить стоимость поставляемых для нужд государства и госкомпаний программных продуктов и резко снизить мотивацию заказчиков к реальному импортозамещению, подчеркивают в АРПП.
А вот что говорит президент РУССОФТ Валентин Макаров: «К нашему великому сожалению, проработка этого законопроекта ко
В законопроекте появилась возможность попадания сначала в отдельный Реестр ПО для внутреннего пользования, гооворит Валентин Макаров: «И для того, чтобы потом включить это ПО в Реестр Минцифры, им будет необходимо получить решение правительственной комиссии, что по идее должно быть гораздо более сложным барьером. Такой подход действительно будет создавать дополнительные препятствовать инсорсингу. Но „дьявол в деталях“. Во-первых, на уровне Правительства РФ лоббисты из числа крупнейших корпораций могут иметь дополнительные источники оказания влияния на принятие решений. Во-вторых, новый Реестр ПО для „внутреннего использования“ в корпорациях и государстве может создать дополнительные барьеры для выхода рыночных компаний на сегмент рынка ПО корпоративных компаний. Для отработки этих рисков мы предложили Минцифры организовать встречи с представителями организованного бизнеса для внесения ясности в понимание положений законопроекта и для отработки возможного экспертного участия представителей бизнеса в процедурах его правоприменения.
Мы всегда выступали за открытый диалог и обсуждение законодательных инициатив между организованным бизнесом и властью, и вместе с нашим Правлением ведем работу по налаживанию доверительных контактов с законодательными и исполнительными органами власти. РУССОФТ уверен, что именно такая открытая и трезвая позиция позволит обратить этот законопроект в пользу и для отраслевых ИТ-компаний, и для инсорсинговых компаний, которые также имеют полное право на собственные разработки специфического отраслевого ПО. Противостояние тех и других компаний ни к чему хорошему не приведет».
В статье 5 законопроекта №
О перечне доверенного ПО
Размышления гендиректора «Группы Астра» Ильи Сивцева о необходимости законодательно закрепить определение и критерии «доверенного программного обеспечения», которые он высказал в ходе делового завтрака «Зрелость ИТ-отрасли: от внутренних побед к международному технологическому сотрудничеству», проведенного в рамках ПМЭФ-2025, можно найти здесь. Он, в частности, сказал: «Кто-то считает доверенным то ПО, которое внесено в Реестр отечественного софта. Кто-то ориентируется на наличие сертификата ФСТЭК России, хотя это распространяется только на продукты, связанные с защитой информации. Мы же предлагаем, например, рассмотреть вопрос присвоения категории „доверенного программного обеспечения“ на основе соответствия собственной инфраструктуры разработки стандартам безопасности».
Тогда же глава Минцифры Максут Шадаев поддержал инициативу по выделению доверенного ПО в Едином реестре и предложение по привязке его использования к предприятиям КИИ. И призвал до конца лета выработать соответствующие критерии и подходы, а эксперты рынка ИТ оценили инициативу компании «Группа Астра» как своевременный шаг к систематизации рынка отечественного программного обеспечения и укреплению цифрового суверенитета России.
В статье 5 текущей версии законопроекта №
Законы, которые изменит законопроект № 555604-8
В целом же, в обсуждаемом выше
Источник: Владимир Митин