5 августа 2025 г.
Аналитическая компания MAR CONSULT провела исследование про восприятие населением новых технологий при совершении покупок, таких как виртуальные примерочные, подбор товаров с помощью искусственного интеллекта, дополненная реальность и других. Исследование показало довольно стремительное проникновение цифровых сервисов в ритейл, а также активный рост интереса к современным интерактивным решениям, что открывает большие перспективы для бизнеса.
Около половины опрошенных (46%) пробовали использовать хотя бы один из цифровых сервисов для покупателей, что говорит о стремительном развитии технологий. Интерактивные сервисы наиболее популярны среди молодых пользователей до 35 лет, среди которых использование достигает почти 60% по некоторым видам решений. Самая большая доля потребителей сталкивалась с интерактивными каталогами (33%) и виртуальной примеркой интерьерных товаров (26%).
Использовали |
% |
Хотели бы использовать |
% |
Виртуальная примерка косметики |
14% |
Виртуальная примерка косметики |
40% |
Виртуальная примерка одежды |
16% |
Виртуальная примерка одежды |
55% |
Виртуальная примерка интерьерных товаров |
26% |
Виртуальная примерка интерьерных товаров |
53% |
Подбор товаров с помощью ИИ |
19% |
Подбор товаров с помощью ИИ |
46% |
Интерактивные каталоги |
33% |
Интерактивные каталоги |
53% |
Дополненная реальность |
21% |
Дополненная реальность |
45% |
Роботы-консультанты |
21% |
Роботы-консультанты |
42% |
73% респондентов хотели бы попробовать хотя бы один вид интерактивных технологии в процессе покупок, что говорит о высоком интересе к прогрессивным решениям. Это показывает готовность аудитории адаптироваться к инновациям и искать новые способы совершения покупок. Две трети респондентов (66%) уверены, что их лояльность к бренду повысится, если он использует современные технологические новинки. Четверть (27%) опрошенных даже готова переплачивать за товар, если бренд предлагает персонализацию и удобные цифровые инструменты подбора. 73% из них готовы переплатить от 5 до 15%. Дмитрий Шиманов, основатель и генеральный директор аналитической компании MAR CONSULT, прокомментировал: «Цифровые технологии делают процесс покупки более комфортным и интересным, способствуя повышению лояльности к брендам. Компании, успешно внедряющие новые инструменты и предоставляющие качественный клиентский опыт, смогут значительно укрепить свое положение на рынке и сформировать лояльное сообщество постоянных покупателей».
В среднем 85% пользователей признали удобство использования цифровых инструментов, что свидетельствует о высокой удовлетворенности опытом, облегчающим процесс выбора и покупки товаров. Самое большое количество негативных оценок (22%) собрала интерьерная примерка, меньше всего претензий к интерактивным каталогам и подбору товаров искусственным интеллектом (по 11%). Необходимо отметить важность дальнейшего совершенствования цифровых инструментов, повышения удобства и стабильности их работы, так как почти половина респондентов сталкивалась со сложностью интерфейса интерактивных решений (46%), треть отметила недостаток функционала (39%) и половина технические сбои (51%).
Дмитрий Шиманов дал рекомендации для ритейла по внедрению новых потребительских технологий: «Основа успеха лежит в глубоком понимании потребностей аудитории, ее ожиданий и готовности применять новаторские подходы к решению повседневных задач. Сочетание технологического прогресса и грамотного маркетинга обеспечит устойчивый рост и развитие бизнеса в условиях постоянно меняющегося потребительского поведения. Наиболее перспективным сегментом являются семейные женщины
Топ-5 интересных фактов:
- Молодежь
18-24 лет в 6 раз чаще использует примерку косметики (34%), чем люди пожилого возраста55–65 лет (6%). - Мужчины активнее использовали ИИ для подбора товаров (22%), чем женщины (16%).
- Потребители, у которых есть дети, чаще применяют примерку в интерьере (32%), чем люди без детей (23%).
- Москва и Санкт-Петербург лидируют по использованию виртуализации для примерки одежды (по 22%) в 2 раза опережая регионы (в среднем 13%), благодаря большей доступности качественных цифровых сервисов.
- Руководители компании и менеджеры высшего звена в 5 раз чаще используют ИИ-подбор товаров (51%) по сравнению с обычными сотрудниками офиса (11%).
Прогноз роста рынка потребительских технологий в ритейле от Дмитрия Шиманова: «В перспективе двух-трех лет развитие потребительских технологий в ритейле приведет к значительному увеличению доли решений на основе дополненной реальности в сегменте мебели и одежды в крупных городах на
* В опросе приняли участие 600 респондентов, в возрасте
Источник: Пресс-служба компании MAR CONSULT