2 сентября 2025 г.

Алексей Семенов

ГК «Самолет» системно занимается цифровизацией и уверенно ломает стереотипы о строительстве как об отрасли, далекой от ИТ. В разговоре с Алексеем Семеновым, ИТ-директором компании, IT Channel News узнал, как высокие технологии помогают одному из лидеров рынка не только возводить квадратные метры, но и выстраивать бизнес-процессы. Алексей рассказал о переходе от традиционных подходов к Data Driven управлению, поделился нюансами работы с субподрядчиками и дал советы системным интеграторам, желающим найти свое место в «цифровом Самолете».

IT Channel News: Бытует мнение, что «строительство» — очень консервативная отрасль, значительно отстающая в плане цифровизации от того же финтеха. Но, как я понимаю, вы с этим не согласны.

Алексей Семенов: Скажем так, я могу с этим поспорить. У меня за плечами более 20 лет работы в финтехе — моя карьера началась в Альфа-Банке, и к 2022 году я, признаться, немного устал от этого направления и решил посмотреть, что еще интересного происходит на рынке. Когда принимал предложение «Самолета», я был уверен, что мой финтеховский опыт будет не просто востребован, а поможет «ускорить процессы в отрасли». Но, к моему удивлению, выяснилось, что девелоперы технологически не отстают, а в некоторых областях даже опережают финтех.

«Самолет» — это технологичная компания такого же высокого уровня, но в сфере строительства, девелопмента. Мы уделяем ИТ-функции достаточно серьезное внимание и стараемся не отставать от общих трендов на рынке. Да, мы привыкли, что финтех часто задает тон, но, когда я пришел в «Самолет», то был приятно удивлен некоторыми уже внедренными решениями — на тот момент в финтехе к ним даже еще не присматривались. Возможно, не хватало средств, знаний или чего-то еще, но факт остается фактом: в девелопменте это уже успешно работало.

IT Channel News: Откуда тогда взялось мнение об отсталости строительной отрасли? И в чем, на ваш взгляд, основное различие между «стройкой» и «цифровой компанией в девелопменте»?

А. С.: Разница в подходе. Девелопмент — это достаточно узкая среда с сильно выраженной спецификой. Финансовые инструменты более универсальны, а строительство — сектор, который «варится сам в себе». У нас есть много классных инструментов и огромный потенциал для развития новых технологий, например, того же искусственного интеллекта. Но, к сожалению, обывательский взгляд оценивает девелопмент именно как стройку: там есть строители, подрядчики, краны, самосвалы и т. д. Мало кто задумывается, что чтобы краны работали, самосвалы привозили песок, а бетономешалки месили и выдавали правильный бетон нужной маркировки, работает огромное количество служб, в том числе и ИТ-департамент, занимающийся автоматизацией.

Многие не видят в строительстве ничего кроме «кирпичей и бетона» или максимум инфраструктурных инженеров, которых я в шутку называю «десантниками», которые прокладывают интернет и создают инфраструктуру для штабов строительства. Вот этот обывательский подход, на мой взгляд, и создает впечатление отсталости. Реальность сильно отличается. Плюс девелопмент во многом несколько закрытая и обособленная отрасль; мы, как правило, другим рынкам не очень интересны, поэтому они на нас и не смотрят.

IT Channel News: Какие ключевые задачи стоят перед ИТ-департаментом в «Самолете»? Что является главным приоритетом? Как формируется ИТ-стратегия компании?

А. С.: Главная задача нашего ИТ-департамента — быть не просто обслуживающей функцией, а драйвером роста. Мы перешли на Data Driven модель принятия решений, т. е. не просто собираем информацию из разных источников и бизнес-юнитов (финансов, строительства, продаж и т. д.), но правильно храним, качественно ее обрабатываем и анализируем. Данные сегодня — это основа конкурентного преимущества, на них в «Самолете» строится и тактика, и стратегия. ИТ-департамент в компании — не тыл, а авангард, он организует фундамент, на котором строится весь бизнес.

Мы не создаем стратегию на 3-5 лет, как это принято, допустим, в крупных ритейловых компаниях. Внешние условия постоянно меняются, и, чтобы быть эффективными, нужно тоже двигаться. ИТ-служба «Самолета» живет в режиме постоянного синхронного движения вместе с бизнесом, понимает, куда он идет и какие данные выдает. На основании этих данных мы постоянно корректируем планы, обеспечивая необходимую гибкость в автоматизации, кибербезопасности и улучшении рутинных процессов. У нас нет жесткого плана, который нужно выполнить любой ценой. Мы не зажимаем себя в тиски, а смотрим вперед на год, анализируем ситуацию. Но если в первом квартале понимаем, что базовый сценарий не сработает, мы можем легко от него отказаться и переключиться на другое направление.

IT Channel News: Как измеряется эффективность инвестиций в ИТ? Какие KPI используются для оценки работы вашего департамента?

А. С.: Здесь нет волшебных таблеток и серебряных пуль. Мы используем стандартные KPI, но не ограничиваемся ими. Во-первых, это показатели, зафиксированные в SLA, и другие показатели эффективности, которые измеряются по всем уровням сервиса.

Наряду с этим мы используем CMDB, являющуюся основой процесса управления конфигурациями систем и сервисов. Полноценный CMDB, на мой взгляд, на начало 2023 года был внедрен только в полутора десятках российских компаний, одной из которых является X5 Retail Group. Мы, немного познакомившись с их опытом, решили тоже внедрить CMDB у себя.

А после этого мы стали развивать сервисную модель оценки стоимости этих услуг и внедрять ITAM/ISAM (IT Service Asset Management) систему, которая позволяет учитывать как материальные, так и нематериальные активы. Сейчас мы почти завершили проект по ее внедрению.

Кроме того, мы регистрируем наши нематериальные активы в Минцифры, что в том числе позволяет рассматривать наши ИТ-разработки как отдельные продукты и демонстрировать их эффективность на внешнем рынке, повышая рентабельность компании в целом.

Мы регулярно проводим оценку удовлетворенности работой ИТ-служб по разным направлениям: проводим опросы среди разных групп пользователей по всей компании, а полученные результаты помогают понять, где у нас хорошо, а где нужно что-то поменять.

Если возвращаться к эффективности инвестиций, то многие смотрят только на ROI, но это, на мой взгляд, не всегда корректно. Более показательна комбинация ROI, KPI, Time to Value, Time to Market и анализ, который покажет, что именно позволит повлиять на ключевые метрики, чтобы они изменились в лучшую сторону.

IT Channel News: С какими проблемами вы сталкиваетесь при внедрении ИТ-решений?

А. С.: Я думаю, что любой ИТ-директор каждый день сталкивается с какими-то проблемами, и мы не исключение. Основная проблема, особенно в контексте ажиотажа вокруг искусственного интеллекта, — это качество исходных данных. Мы построили Data Driven модель принятия решений, поэтому всегда задаем вопрос: на основе каких данных будем принимать решения. К сожалению, в период активного роста в 2012-2020 годы данные росли и копились в неструктурированной форме. Тогда все думали: давайте пока сохраним все, что у нас есть, а потом будем думать, что с этим можно сделать. Но, когда приходит время, оказывается, что просто так работать с ними не получается, их нужно размечать, структурировать... Простые модели машинного обучения не умеют работать с неструктурированными данными, поэтому приходится наводить порядок в данных. Чтобы правильно работать с данными и получать максимальную отдачу от них, мало крутого Data Lake. Нужно задуматься об аналитике, системе качества, создании единой версии правды данных... Т. е. сначала нужно строить витрины данных, потом делать BI-отчетность и только потом отдавать все это искусственному интеллекту. Кстати, и в области данных в «Самолете» используют самые передовые технологии и практики.

Другая проблема, особенно актуальная для строительной отрасли, это импортозамещение. Российские продукты в области проектирования активно развиваются, но пока проходят этап зрелости. За последние 2-3 года отечественные разработчики при государственной поддержке совершили огромный рывок, и мы видим большой потенциал. Однако для создания комплексных прогрессивных решений сегодня часто требуется гибридный подход, сочетающий лучшие российские и уже адаптированные международные практики

Третья проблема — недостаток отраслевой экспертизы у ИТ-подрядчиков. Зачастую мы сами предлагаем им какие-то решения, но они не готовы с ними работать и даже не знают, как это делать.

И последнее — это естественное сопротивление пользователей по отношению ко всему новому.

IT Channel News: Вы сказали, что у вас есть вопросы к тем подрядчикам, с которыми работаете. Как минимум потому, что они не всегда компетентны.

А. С.: Есть такая проблема. Я каждое утро получаю много предложений. И, к сожалению, видно, что авторы большинства из них не до конца погружаются в наш бизнес. Если кратко — базовые коробочные решения у крупного девелопмента не будут востребованы. Нам не будут интересны система подсчета кирпичей или решения, которые считают количество кабеля на объект. Нам будут полезны системы, которые на основе подсчетов рассчитают необходимые бизнесу экономические показатели, аналитику и т. д.

IT Channel News: Новые решения вы внедряете своими силами или приглашаете системных интеграторов?

А.С.: У нас гибридный подход, поскольку за несколько лет мы собрали команду профессионалов. Но мы не стремимся всегда делать все самостоятельно. Если понимаем, что нужно усилить команду под какую-то задачу, а поиск штатных сотрудников может затянуться, то обращаемся к аутсорсингу. У нас уже сформировался список подрядчиков, с которыми работаем. При этом нам важен не размер компании, а чтобы партнёр обладал знаниями и компетенциями, умел быстро адаптироваться и, конечно, чтобы сотрудничество было честным. Мне не нужны пустые обещания, мне нужны действия.

IT Channel News: Какие задачи вы точно оставляете у себя, а какие готовы делегировать на аутсорсинг?

А. С.: Я не готов делегировать задачи по поддержке инфраструктуры. У нас собственная очень сильная экспертиза. Наша инфраструктурная модель обладает высоким уровнем отказоустойчивости, все mission и business critical мощности развёрнуты в рамках виртуального метро кластера, скорость переключения в случае падения одного из узлов — меньше минуты. И, конечно, вопрос о делегировании обслуживания критически важных систем даже не стоит.

Что касается аутсорсинга, то я готов отдать партнерам задачи по разработке и бизнес-анализу.

IT Channel News: Как к вам прийти новому поставщику, вендору или системному интегратору, чтобы вы хотя бы обратили на них внимание?

А. С.: Наиболее успешными для нас являются партнеры, которые глубоко погрузились в специфику девелопмента и понимают наши уникальные бизнес-циклы и метрики. Нам интересны те, кто приходят не с вопросом «что болит?», а с предложением «мы понимаем, как можно оптимизировать ваш процесс X с помощью технологии Y»

Если вы хотите работать с «Самолетом», постарайтесь понять, как наша отрасль устроена, работает, изучите наши бизнес-процессы, найдите и предложите нам аспект, где вы действительно можете нам помочь.

Источник: Светлана Белова, IT Channel News