27 августа 2025 г.
Сезон оказывается много интересней, чем обычно полагают маркетологи, зачастую считающие, что «back to school» включает пару последних недель августа, за которые учащимся покупают к школе все — от карандаша до компьютера. Однако данные опросов рисуют совершенно иную картину, а к сезону готовятся как ученики, так и учебные заведения, то есть он охватывает как В2С-, так и В2В-сегмент.
Как выглядит сезон
Большинство россиян (46%) начинают покупки «к школе» не раньше августа, но есть и те, кто действует заранее — более четверти (27%) в июле, а некоторые (15%) даже в июне, по данным опроса «Авито». После наступления 1 сентября сезон будет продолжен, только «профильных» покупателей уже остается совсем мало — после начала учебного года закупками к школе занимаются только 2% россиян.
В этом году, как показал опрос, россияне потратят на подготовку ребенка к школе в среднем 16 тыс. руб. Очевидно, что в этот бюджет никак не «упаковать» серьезные цифровые устройства — ни ноутбуки, ни даже смартфоны. При этом каждый пятый заявил, что траты на гаджеты составляют основную статью расходов в покупках для школы. Или понятие «гаджеты» опрошенные трактуют слишком широко (см. врезку), относя сюда калькуляторы, фитнес-браслеты и электронные будильники, или покупки ноутбуков/ПК/планшетов/смартфонов россияне проводят без прямой связи с «back to school», но с ним ассоциируют по каким-то причинам.
Наибольший рост спроса при идущем сезоне «back to school» отмечен в категории малой бытовой техники, отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». В топ-20 категорий продаж вошли соковыжималки и другие кухонные принадлежности. «В августе покупатели активно выбирают малую бытовую технику для дома. Особенно заметен рост спроса на соковыжималки, аэрогрили и кухонные аксессуары», — говорит Николай Семенов, руководитель Департамента «Малая бытовая техника» в «М.Видео-Эльдорадо».
Студенты тоже начинают сезон
Учебный сезон начинают не только учащиеся школ, но и студенты разных форм обучения, причем как в высших, так и в средних учебных заведениях. Бесплатное обучение доступно не всем, а платное существенно подорожало.
Россияне в среднем готовы платить за годовое обучение в вузе 293 тыс. руб. в год, по данным опроса «СберСтрахование жизни», сообщает РБК. Общая сумма вложений в непрерывное образование составила в среднем 1,62 млн руб. Средняя сумма, в которую россияне оценивают годовое обучение в вузе, по сравнению с 2024 годом выросла на 25%. Тогда она составляла 243 тыс. руб., а в 2023 всего 180 тыс. руб.
В своих ценовых ожиданиях россияне настроены излишне оптимистично, на ряд специальностей и цены заметно выше, и динамика иная. Например, стоимость обучения на программах «ядерная физика и технологии» и «техническая физика» в МФТИ увеличилась на 47% (с 605 тыс. до 893 тыс. руб.), а в МГУ на аналогичные направления подросла примерно на 20%, например, по программе «прикладная математика и физика» с 462 тыс. — до 547 тыс. руб., сообщает РБК.
Разумеется, при таких общих затратах на образование покупка ноутбука уже подчиняется иной логике, это инструмент для учебы и для досуга, который обязан быть мощным — лаги тут неуместны. Значительная часть «учебных» ноутбуков оказываются изначально игровыми, ведь геймерские машины обладают хорошим запасом производительности, вполне достаточным на несколько ближайших лет для эффективной работы с учебными задачами.
Но следует признать, что для учебных задач покупают и «одноразовые» ноутбуки, из расчета «на год-другой должно хватить, а там новый купим». За последние 4 недели рост спроса на ноутбуки в «М.Видео-Эльдорадо» составил +35% в натуральном выражении и только +24% в денежном, то есть «под учебу» берут наиболее дешевые модели, явно лишенные нужного запаса производительности.
Учебным заведениям нужно развивать ИТ-рельефы
Современные учебные заведения представляют собой крупных корпоративных заказчиков, которым нужны развитые ИТ-системы, включающие решения для организации документооборота, бухгалтерии, HR-служб и т. д. В организации учебной деятельности и при решении внутренних задач учебные заведения все чаще и активней используют коммуникационные платформы, ИИ и другие современные инструменты, востребованные корпоративными заказчиками.
Например, Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) внедрил платформу МТС Линк для проведения дистанционных занятий и онлайн-совещаний. «„Искусственный интеллект“ на нашей платформе повышает эффективность и инклюзивность обучения: нашим пользователям доступны текстовая расшифровка и субтитры, саммаризация встреч и интеллектуальный помощник на базе ИИ, — говорит Ольга Артеменко, руководитель направления по работе с организациями образования в МТС Линк. — Эти инструменты позволяют студентам быстрее усваивать материал, а преподавателям — тратить меньше времени на рутинные задачи».
ИТ-инфраструктуры учебных заведений попадают под требования регуляторов — например, такие корпоративные заказчики оказываются операторами персональных данных, поэтому на них распространяется действие №
Организация инфобезопасности для учебных заведений становится все более важным делом (см. врезку). Хакеры крадут персональные данные для дальнейшего шантажа или получают идентификационные данные для доступа к информационным системам организаций и личным кабинетам учеников, говорит Шамиль Чич, эксперт-киберкриминалист Центра мониторинга и противодействия кибератакам IZ:SOC «Информзащиты».
В прошлом году большинство образовательных учреждений — 74%, по данным «Информзащиты» — столкнулись как минимум с одним ИБ-инцидентом. Наибольший интерес среди организаций образования у злоумышленников вызывают высшие учебные заведения, на них в этом сегменте пришлось 57% атак. Далее идут учреждения среднего профессионального образования (23%) и школы (20%). Эксперты «Информзащиты» связывают интерес хакеров с большим объемом персональных данных, которые хранят организации в сфере образования, в сочетании с низким уровнем защищенности ИТ-рельефов.
Степень цифровой зрелости у учебных заведений, конечно, может быть очень разной, но это не создает особых проблем при работе с ними как с заказчиками. Большинство российских компаний — 80%, по данным опроса, проведенного компаниями Comindware и Artezio (группа ЛАНИТ) при поддержке Ассоциаций РУССОФТ — занимаются цифровизацией без стратегии. «Мы наблюдаем в России феномен „цифрового хаоса“ — компании внедряют отдельные решения без общего плана, что приводит к неэффективному расходованию средств и времени, — комментирует промежуточные результаты исследования Игорь Простоквашин, ведущий аналитик Comindware. — При правильном стратегическом подходе компании могли бы сократить долю рутинных операций минимум вдвое, высвободив ценное время сотрудников для творческих и стратегических задач».
Российским ИТ-компаниям стоит учитывать эти особенности при планировании оперативных маркетинговых активностей, так как учебных заведений много, а проблемы — например, связанных с нехваткой персонала в «back office», необходимость приводить ИТ в соответствие с регуляторными требованиями, обеспечивать защиту инфраструктуры от малолетних хакеров и т. д. — более чем реальны и не могут быть решены собственными силами.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News