27 августа 2025 г.

Сезон оказывается много интересней, чем обычно полагают маркетологи, зачастую считающие, что «back to school» включает пару последних недель августа, за которые учащимся покупают к школе все — от карандаша до компьютера. Однако данные опросов рисуют совершенно иную картину, а к сезону готовятся как ученики, так и учебные заведения, то есть он охватывает как В2С-, так и В2В-сегмент.

Как выглядит сезон

Большинство россиян (46%) начинают покупки «к школе» не раньше августа, но есть и те, кто действует заранее — более четверти (27%) в июле, а некоторые (15%) даже в июне, по данным опроса «Авито». После наступления 1 сентября сезон будет продолжен, только «профильных» покупателей уже остается совсем мало — после начала учебного года закупками к школе занимаются только 2% россиян.

В этом году, как показал опрос, россияне потратят на подготовку ребенка к школе в среднем 16 тыс. руб. Очевидно, что в этот бюджет никак не «упаковать» серьезные цифровые устройства — ни ноутбуки, ни даже смартфоны. При этом каждый пятый заявил, что траты на гаджеты составляют основную статью расходов в покупках для школы. Или понятие «гаджеты» опрошенные трактуют слишком широко (см. врезку), относя сюда калькуляторы, фитнес-браслеты и электронные будильники, или покупки ноутбуков/ПК/планшетов/смартфонов россияне проводят без прямой связи с «back to school», но с ним ассоциируют по каким-то причинам.

Наибольший рост спроса при идущем сезоне «back to school» отмечен в категории малой бытовой техники, отмечают в «М.Видео-Эльдорадо». В топ-20 категорий продаж вошли соковыжималки и другие кухонные принадлежности. «В августе покупатели активно выбирают малую бытовую технику для дома. Особенно заметен рост спроса на соковыжималки, аэрогрили и кухонные аксессуары», — говорит Николай Семенов, руководитель Департамента «Малая бытовая техника» в «М.Видео-Эльдорадо».

Студенты тоже начинают сезон

Учебный сезон начинают не только учащиеся школ, но и студенты разных форм обучения, причем как в высших, так и в средних учебных заведениях. Бесплатное обучение доступно не всем, а платное существенно подорожало.

Россияне в среднем готовы платить за годовое обучение в вузе 293 тыс. руб. в год, по данным опроса «СберСтрахование жизни», сообщает РБК. Общая сумма вложений в непрерывное образование составила в среднем 1,62 млн руб. Средняя сумма, в которую россияне оценивают годовое обучение в вузе, по сравнению с 2024 годом выросла на 25%. Тогда она составляла 243 тыс. руб., а в 2023 всего 180 тыс. руб.

В своих ценовых ожиданиях россияне настроены излишне оптимистично, на ряд специальностей и цены заметно выше, и динамика иная. Например, стоимость обучения на программах «ядерная физика и технологии» и «техническая физика» в МФТИ увеличилась на 47% (с 605 тыс. до 893 тыс. руб.), а в МГУ на аналогичные направления подросла примерно на 20%, например, по программе «прикладная математика и физика» с 462 тыс. — до 547 тыс. руб., сообщает РБК.

Разумеется, при таких общих затратах на образование покупка ноутбука уже подчиняется иной логике, это инструмент для учебы и для досуга, который обязан быть мощным — лаги тут неуместны. Значительная часть «учебных» ноутбуков оказываются изначально игровыми, ведь геймерские машины обладают хорошим запасом производительности, вполне достаточным на несколько ближайших лет для эффективной работы с учебными задачами.

Но следует признать, что для учебных задач покупают и «одноразовые» ноутбуки, из расчета «на год-другой должно хватить, а там новый купим». За последние 4 недели рост спроса на ноутбуки в «М.Видео-Эльдорадо» составил +35% в натуральном выражении и только +24% в денежном, то есть «под учебу» берут наиболее дешевые модели, явно лишенные нужного запаса производительности.

Учебным заведениям нужно развивать ИТ-рельефы

Современные учебные заведения представляют собой крупных корпоративных заказчиков, которым нужны развитые ИТ-системы, включающие решения для организации документооборота, бухгалтерии, HR-служб и т. д. В организации учебной деятельности и при решении внутренних задач учебные заведения все чаще и активней используют коммуникационные платформы, ИИ и другие современные инструменты, востребованные корпоративными заказчиками.

Например, Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ) внедрил платформу МТС Линк для проведения дистанционных занятий и онлайн-совещаний. «„Искусственный интеллект“ на нашей платформе повышает эффективность и инклюзивность обучения: нашим пользователям доступны текстовая расшифровка и субтитры, саммаризация встреч и интеллектуальный помощник на базе ИИ, — говорит Ольга Артеменко, руководитель направления по работе с организациями образования в МТС Линк. — Эти инструменты позволяют студентам быстрее усваивать материал, а преподавателям — тратить меньше времени на рутинные задачи».

ИТ-инфраструктуры учебных заведений попадают под требования регуляторов — например, такие корпоративные заказчики оказываются операторами персональных данных, поэтому на них распространяется действие № 152-ФЗ. В большинстве случаев ИТ-бюджеты у таких заказчиков будут невелики, а необходимость экономии естественным образом приводит к сервисной модели потребления ИТ — от «облаков» до «печать как услуга», включая «ИБ как сервис».

Организация инфобезопасности для учебных заведений становится все более важным делом (см. врезку). Хакеры крадут персональные данные для дальнейшего шантажа или получают идентификационные данные для доступа к информационным системам организаций и личным кабинетам учеников, говорит Шамиль Чич, эксперт-киберкриминалист Центра мониторинга и противодействия кибератакам IZ:SOC «Информзащиты».

В прошлом году большинство образовательных учреждений — 74%, по данным «Информзащиты» — столкнулись как минимум с одним ИБ-инцидентом. Наибольший интерес среди организаций образования у злоумышленников вызывают высшие учебные заведения, на них в этом сегменте пришлось 57% атак. Далее идут учреждения среднего профессионального образования (23%) и школы (20%). Эксперты «Информзащиты» связывают интерес хакеров с большим объемом персональных данных, которые хранят организации в сфере образования, в сочетании с низким уровнем защищенности ИТ-рельефов.

Степень цифровой зрелости у учебных заведений, конечно, может быть очень разной, но это не создает особых проблем при работе с ними как с заказчиками. Большинство российских компаний — 80%, по данным опроса, проведенного компаниями Comindware и Artezio (группа ЛАНИТ) при поддержке Ассоциаций РУССОФТ — занимаются цифровизацией без стратегии. «Мы наблюдаем в России феномен „цифрового хаоса“ — компании внедряют отдельные решения без общего плана, что приводит к неэффективному расходованию средств и времени, — комментирует промежуточные результаты исследования Игорь Простоквашин, ведущий аналитик Comindware. — При правильном стратегическом подходе компании могли бы сократить долю рутинных операций минимум вдвое, высвободив ценное время сотрудников для творческих и стратегических задач».

Российским ИТ-компаниям стоит учитывать эти особенности при планировании оперативных маркетинговых активностей, так как учебных заведений много, а проблемы — например, связанных с нехваткой персонала в «back office», необходимость приводить ИТ в соответствие с регуляторными требованиями, обеспечивать защиту инфраструктуры от малолетних хакеров и т. д. — более чем реальны и не могут быть решены собственными силами.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News