2 октября 2025 г.

В конце минувшего месяца в Госдуму был внесён законопроект № 1026190-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному законопроекту, кроме повышения льготного тарифа страховых взносов для ИТ-сектора планируется отменить освобождение от налогообложения по сделкам с реализацией прав на ПО, включенное в Единый Реестр отечественного ПО, который ныне содержит сведения о более чем 27 тыс. программных продуктов от 10+ тыс. правообладателей.

«Да, в условиях существующих бюджетных ограничений подтверждаю наличие согласованных планов по увеличению для ИТ-компаний тарифов на страховые взносы с 7,6% до 15% на оплату труда по году до предельной базы (2,76 млн рублей) и отмену льготы по НДС на покупку ПО из реестра», — комментирует ситуацию глава Минцифры Максут Шадаев.

Видимо, не всех правообладателей предлагаемые изменения Налогового кодекса затронут в одинаковой степени. Кто из них пострадает сильнее всех?

Вот как отвечает на этот вопрос президент РУССОФТ Валентин Макаров: «Наибольшими пострадавшими будут МСП — в первую очередь разработчики, а также и потребители — потому что у них практически нет шансов списать этот НДС на своих контрагентов. Имея до 80% расходов на заработную плату, МСП- разработчики заплатят весь этот НДС. Чем больше компания (как разработчик, так и потребитель), чем больше у него контрагентов, тем больше у него возможностей списать на них этот НДС.

В случае утверждения законопроекта об ужесточении налогового режима для индустрии разработки ПО, можно ожидать закономерного роста цен на ПО в условиях продолжающегося охлаждения экономики, снижения инвестиций в конкурентные продукты (для российского и для мирового рынка), возвращения практики релокации разработчиков и целых компаний в другие юрисдикции. Все эти факторы приведут к дальнейшему замедлению темпов роста и их переходу в минус».

Как работает НДС

Работу НДС поясним на примере трёхуровневой продажи тиражируемого ПО при ставке НДС 20%. Предположим, разработчик ПО создал некий продукт (например, офисный пакет) и продал его дистрибьютору за 1200 руб. (декларируемая себестоимость программы + 200 руб. НДС 20%). Из полученных 1200 руб. он (разработчик) обязан перечислить в бюджет 200 руб.

Идём дальше. Дистрибьютор продаёт это ПО розничному магазину («живому» или онлайн) за 2400 руб. (2000 руб. + 400 руб. НДС 20%). Однако из полученных от магазина 2400 руб. дистрибьютор перечисляет в бюджет не все 400 руб., а только разницу между начисленным НДС (400 руб.) и уплаченным ранее разработчику ПО (200 руб.). То есть он перечисляет в бюджет лишь 200 руб.

Затем магазин продаёт ПО конечному потребителю за 3600 руб. (3000 руб. + 600 руб. НДС), но перечисляет в бюджет лишь 200 руб. То есть разницу между НДС, начисленной покупателю (600 руб.) и НДС, уплаченной дистрибьютору (400 руб.). Таким образом, в итоге государство получило 600 руб. — ровно столько, сколько составляет НДС с конечной цены. То есть фактически весь налог государству заплатил конечный потребитель.

"Естественным ограничителем роста индустрии ПО является сравнительно небольшой объем российского рынка, — рассуждает Валентин Макаров. — Другим, временным ограничителем является отсутствие доступа к источникам финансирования НИОКР, а также отсутствие системной господдержки экспорта ПО. Удивительно, но экспорт компьютерных услуг (то есть экспорт ПО) не является приоритетом российского экспорта ни одной национальной программы развития. И значит, компании-разработчики ПО не могут воспользоваться инструментами финансовой поддержки РЭЦ. Это означает, что компании не могут ускорить свое развитие за счет продвижения на дружественных рынках, которые сейчас реально заинтересованы в российских доверенных решениях, которые способны обеспечить им столь желанный ими технологический суверенитет.

По результатам первого квартала 2025 г. мы уже замечали тренд снижения темпов роста из-за снижения спроса, вызванного охлаждением экономики из-за высокой ставки рефинансирования ЦБ. Так что снижение прогноза роста с 24% в начале года до 15% по результатам четырёх кварталов будет вполне возможным«.Максут Шадаев пишет: «Многие годы Правительство РФ последовательно расширяло объёмы поддержки ИТ-отрасли — пока была такая возможность. И вы хорошо развивались, показывая фантастические темпы роста. Но сейчас общая ситуация действительно непростая — планируется общее увеличение НДС (с 20% до 22% — прим. ред.) и отмена целого ряда льгот для малого бизнеса. Но даже в этих сложнейших условиях наше Правительство продолжает курс на поддержку ИТ-отрасли, тарифы на страховые взносы для ИТ-компаний будут в два раза ниже, чем для предприятий в других отраслях экономики, будут сохранены льготы по налогу на прибыль, льготная ипотека в регионах и отсрочка от военной службы.

Несмотря на отмену льгот по НДС для покупки российских программных продуктов, в условиях ужесточения регуляторики по КИИ и введения запретов на использование зарубежных продуктов рассчитываю, что нам удастся и дальше поддержать рост спроса в корпоративном сегменте на отечественные решения.

Понимаю, что решение по уменьшению объёма льгот стало для многих неожиданным. Вам придётся оперативно пересматривать и корректировать свои продуктовые планы развития, гибко адаптировать их под новые условия...»

А вот мнение исполнительного директора АРПП «Отечественный софт» Рената Лашина: «Как известно, 80% расходов ИТ-компаний составляют траты на зарплаты сотрудников. Негативный эффект от повышения страховых взносов и возвращения НДС для продуктов из Реестра отрасли еще предстоит оценить. Но уже сейчас очевидно, что незапланированный рост издержек у ИТ-компаний повлечет повышение стоимости ПО со следующего года. Также эти факторы повлияют на сокращение инвестиций в создание и развитие отечественных решений и замедлят, а может, и вовсе остановят прогнозируемые темпы развития индустрии и вклад ИТ-сегмента в ВВП страны».

Также упомянем слова исполнительного директора АПКИТ Николая Комлева из публикации «Тихая сенсация: российскую отрасль софта лишат льготы на уплату НДС»: «Данная инициатива приведет к вынужденному повышению цен на IT-продукты и услуги... Мы уже задумались, что делать с Ценовой хартией, которая создавалась под действующую нормативную базу и строго соблюдалась. Правда, сильно поднять цены не получится — IT-бюджеты заказчиков тоже усохли. Следовательно, сократятся инвестиции в новые проекты».

Источник: IT Channel News