18 ноября 2025 г.
Практически все компании обрабатывают и передают кому-либо ПДн (персональные данные) своих клиентов и сотрудников — например, оформляют корпоративный полис ДМС или направляют партнёрам заявки с контактами клиентов, не говоря уже об отчётности в государственные структуры.
Вроде бы налаженный и совершенно прозрачный процесс. Но с 2025 года в некоторых случаях за передачу ПДн без согласия субъекта может прилететь крупный штраф. Когда и почему нужно подписывать дополнительные документы, объясняет Ольга Новикова, консультант по защите персональных данных компании Б-152.
3 вопроса, которые помогут определить правовой режим передачи ПДн
Важно понимать не только сам факт передачи, но и её контекст, от которого зависят ваши юридические обязанности, уровень защиты данных и мера ответственности. Чтобы не ошибиться, задайте себе 3 вопроса:
- Чьи это данные? Передача справки о заработной плате — это данные сотрудника. А отправка базы email-адресов для рассылки — это данные клиентов или пользователей, то есть внешних лиц. Формы согласия и правовые основания в двух этих случаях разные.
- Кто получатель? Если вы передаете данные в банк для оформления зарплатных карт, банк становится оператором и сам решает, как их обрабатывать в своих целях. Но если вы направляете данные в call-центр для опроса клиентов, то call-центр — это обработчик, поэтому действует строго по вашему договору и поручению.
- С какой целью? «Повышение качества обслуживания» — размытая цель. Формулировка должна быть точная, подробная и основанная на договоре с потребителями. Например, так: «передача данных в транспортную компанию для доставки заказанного клиентом товара».
Правила передачи данных внешних субъектов (клиентов, пользователей)
Передавать ПДн клиентов и пользователей можно без отдельного письменного согласия, но только в том случае, если субъект уже дал согласие другим способом — например, поставил галочку в форме на сайте или в пользовательском соглашении. Причём в документе должны быть чётко указаны цели передачи, конкретные получатели или их категории («транспортные компании», «партнёрские банки» и т. д.)
Сохраняйте подтверждения того, что человек согласился именно с теми условиями, которые были представлены на момент сбора данных. В случае с «галочками в формах» это могут быть логи. Политику обработки ПДн нужно разместить в свободном доступе, чтобы каждый мог с ними ознакомиться до и после предоставления своих данных.
Если же вы решили использовать данные с другой целью, не совпадающей с указанной в документах, или меняете получателей, то подписывайте дополнительное согласие, которое защитит ваш бизнес от проблем.
Условия передачи данных персонала
Ст. 88 Трудового кодекса РФ и Законом №
Ч. 4 ст. 9 Закона №
- ФИО, адрес, паспортные данные и подпись сотрудника.
- Название и адрес вашей компании.
- Какую именно информацию передаёте и зачем.
- Кому передаёте.
- Что именно можно делать с данными.
- На какой период даётся согласие и как его отозвать досрочно.
Риски неправомерной передачи персональных данных
Любой доступ третьего лица к ПДн, даже технический, считается обработкой. Соответственно, если вы пользуетесь CRM, сервисами рассылок или платёжными шлюзами, правовое оформление тоже необходимо.
Если компания не соблюдает требования законодательства, субъекты ПДн имеют право обратиться с жалобой в Роскомнадзор, который в итоге инициирует проверку. Если нарушение подтвердится, компанию и должностных лиц могут привлечь к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ.
План действий по минимизации рисков: что компании могут сделать прямо сейчас
- Проверьте свой сайт. Есть ли на нём политика обработки ПДн и доступна ли она пользователям? Отображена действительно полная и достоверная информация? Если нет — перепишите и опубликуйте документ по всем правилам. Это несложно и занимает немного времени.
- Убедитесь, что все ваши клиенты дали согласия на обработку ПДн в случаях, где это согласие выступает правовым основанием обработки ПДн. Если кого-то пропустили, получите согласие . Объясните, почему иначе не сможете оказывать услуги.
- Если пользователи дают согласие на сайте, привлекайте для аудита ИТ-специалистов, чтобы они подготовили для вас доказательства.
- Проведите аудит шаблонов согласий. Убедитесь, что в них конкретно указаны цели передачи и круг получателей и вы можете доказать, что субъекты ознакомились с условиями до начала обработки.
- Составьте реестр всех операций передачи ПДн: какие данные, кому и на каком основании передаёте. Если какие-то процессы действующие согласия, договоры или иные правовые основания не покрывают, срочно подписывайте документы. Заключите договоры поручения на обработку со всеми подрядчиками, у которых есть доступ к ПДн ваших клиентов и сотрудников. Они должны соответствовать ч. 3 ст. 6 Закона №
152-ФЗ, поэтому пропишите цели, состав данных, обязанность обеспечения конфиденциальности и безопасности.
На самом деле ничего страшного и опасного в работе с персональными данными нет. Просто не забывайте про документы, относитесь к ним не как к формальности и устраняйте риски до того, как они станут поводом для проверки.
Источник: Ольга Новикова, консультант по защите персональных данных компании Б-152















