10 октября 2025 г.

Окончание, начало здесь и здесь

Основным преимуществом «облаков» для корпоративных заказчиков была и остается эластичность, но ее сегодня недостаточно. Все чаще «облака» оказываются востребованы вместе с экспертизой и другими сервисами. Зная об этом, российские ИТ-компании начинают делать акцент на экспертности и готовности поставлять продукты на основе «облака»: от аудита до SOC-as-a-service, включая «железо», как мы увидим ниже.

Интенсификация снова в центре повестки

О снижении рентабельности у ряда предприятий — практически во всех перерабатывающих отраслях и сельском хозяйстве — до уровня ниже безрисковой доходности сообщает РБК со ссылкой на доклад Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Это приводит к проблемам с инвестициями. Но развивать бизнес надо.

Выход один: интенсификация, другого варианта нет. При высокой стоимости заемных средств, инфляции, дефиците кадров и пр. предприятия вынуждены переходить к интенсивному росту, что требует прежде всего эффективного использования ресурсов.

И еще раз про особенности момента

Ресурсов больше не станет — в этом ключевая особенность момента, поэтому требования к интенсификации в разных формах звучат почти так же, как в перестроечные времена. Но техническая составляющая уже иная. Требования эффективности уже не могут быть реализованы «на глазок», а цена ошибки может быть высока, хотя бы за счет потери времени, что ведет к недополученной прибыли, расширению влияния конкурентов на рынке и прочим неприятным последствиям.

Приходим к необходимости «data driven» в разных формах, а для этого нужны более мощные вычислительные ресурсы. Подчеркнем: они нужны и для обеспечения операционной деятельности компаний (даже для бухгалтерий — см. врезку). Например, на сезон распродаж или во время проведения маркетинговых акций существенной возрастает нагрузка на ИТ-инфраструктуры ритейлеров — пример канонический, но выразительный — а вне этих периодов потребность в ИТ/телекоме становится ниже. Избыток мощностей продать или сдать в аренду проблематично, если основной бизнес компании находится не в области ИТ.

ИТ остро нужна эластичность. «Заказчики стремятся более гибко выстраивать подход к управлению корпоративными ИТ», — говорит Петр Городецкий, директор по консалтингу и аналитике в «СТРИМ Консалтинг», отмечая, что рост спроса на новые модели развертывания ИТ-сервисов обусловлен как желанием сэкономить на эксплуатации ИТ-инфраструктуры в сложной экономической ситуации, так и стремлением более оперативной доставки различных сервисов собственным клиентам.

Переход на «облачную» инфраструктуру позволяет компаниям оптимизировать работу бухгалтерии, управления и аналитики без потерь в скорости и стабильности работы. Современные высокочастотные серверы с облачным развертыванием обеспечивают максимальную скорость обработки данных и оперативный масштабируемый доступ для пользователей ERP-систем из разных локаций. «Облачная» инфраструктура на базе высокочастотных серверов становится новым стандартом для эффективного размещения систем «1С», отмечает Владимир Лебедев, директор по развитию бизнеса в M1Cloud.

Ресурсы проблематично запасать впрок. У большинства корпоративных заказчиков на приобретение и последующее хранение ресурсов, купленных «про запас», банально нет денег. Даже если финансовые ресурсы компании позволяют сделать такие приобретения, «замораживать» свободные деньги — не лучший вариант действий. В результате опять приходим к актуальности аренды в разных формах: от аутстаффинга до лизинга и от коллокации до «облаков». Но и с «облаками» сегодня все непросто.

Что происходит на «облачном» рынке?

Среди провайдеров растет конкуренция, для лидерства — или хотя бы для «не-отставания» приходится придумывать новые маркетинговые активности и стратегии. Спектр сервисов ограничен, «ценовую войну» выиграть невозможно, а отстройка от конкурентов необходима. Провайдеры начинают продвигать cloud-сервисы «в комплекте» с экспертизой.

Корпоративные заказчики переправляют в публичные «облака» все более важные компоненты ИТ-ландшафта, поэтому сложность задач растет, нередко этот рост качественный.

«Мы наблюдаем качественное изменение запросов от бизнеса, — говорит Владимир Лебедев, — Если раньше компании в основном переносили тестовые среды и вспомогательные информационные системы, то сегодня мигрируют производственные и бизнес-критичные системы, включая ERP и платформы „искусственного интеллекта“».

Заметим, что это важно и для корпоративных заказчиков, которым в условиях повышенной динамики рынка и дефицита рабочих рук проблематично выращивать экспертизу внутри. Без экспертизы сложно выстроить систему, которая соответствовала бы бизнес-требованиям по производительности, но SLA было бы сбалансировано с ТСО.

Вендоры тоже идут «в сервисы»

Локальные вендоры могут продвигать продукты в форматах «...aaS» (в том числе, из «облака»), чем пользуются с нарастающей активностью, предлагая все более развитые наборы сервисов. Лидеры этого направления уже успели из наборов создать экосистемы. Такие подходы по мере роста масштабов и сложности ИТ-проектов позитивно воспринимают корпоративные заказчики.

Впереди всех в этом направлении национальный сегмент ИБ, в котором сервисы становятся крайне востребованы (см. врезку). Например, этой осенью UserGate, начинавший бизнес как поставщик NGFW, анонсировал uFactor расширенную составляющую непродуктового контура вендорской экосистемы SUMMA. «Под капотом» у uFactor есть сервисы консалтинга, SOC-as-a-Service, «облачный» NHFW и пр., но главное не в этом. Новый продукт представляет экосистему-в-экосистеме.

Сегмент MSSP (Managed Security Service Provider, рынок ИБ-сервисов по подписке) продолжает оставаться одним из самых динамичных: его рост в прошлом году составил 15%, по оценкам iKS-Consulting, и, увеличив среднегодовые темпы до 20%, удвоит объем «в деньгах», доведя его до 54,1 млрд рублей к 2028 году. Заметим, что эти темпы существенно выше общих темпов роста национального ИТ-рынка, которые по прогнозам составят 11%, по оценкам «СТРИМ Консалтинг».

Аналогичные процессы идут в других сегментах. Например, в тренде внедрения ИИ-инструментов. «Основное препятствие для компаний на пути внедрения и развития собственных ИИ-проектов — высокий порог входа», — подчеркивает Сергей Зинкевич, CEO в K2 Cloud. Для большинства компаний создание инфраструктуры для ИИ — процесс долгий и сложный, обращение к сервис-партнерам, отмечает Сергей Зинкевич, позволит корпоративным заказчикам получить быстрый доступ к готовым инструментам ML на базе платформы с GPU, что позволяет начать реальную работу над проектами в сфере машинного обучения и «искусственного интеллекта» уже в день обращения.

Вместо заключения

Востребованность сервисов будет расти. Доля «облачных» решений в общей ИТ-инфраструктуре российского бизнеса по итогам года может превысить 30-35%, по оценкам M1Cloud, что можно назвать бумом. Однако корпоративным заказчикам при использовании «облачных» решений нужно соблюдать определению осторожность в выборе провайдеров и в балансировке нагрузок on-prem/on-cloud. Миграция между провайдерами и перенос нагрузок все же требуют ресурсов, а они в дефиците.

В таких условиях растет значение консалтинга. «Первый этап при построении ИТ-системы: анализ угроз, потребностей и контекста», — говорит Артем Фомичев, коммерческий директор компании «ГИГАНТ Компьютерные системы». Важным аспектом становится установка долгосрочных отношений с поставщиками ИТ-продуктов: от устройств до сервисов.

«Сегодня для бизнеса важно не просто использовать лучшие технологии, а выстраивать долгосрочные партнерства», — подчеркивает Ольга Орденова, руководитель бизнес-клуба «Кибердом».

Создание и развитие специализированного канала по продвижению «облачных» решений, который также подразумевает налаживание партнерских отношений, происходит прямо сейчас. Например, выгода для партнёра от продвижения решений MWS может составлять до 35% от сделки, говорит Игорь Зарубинский, CEO MWS Cloud. При этом партнеры могут как перепродавать решения cloud-провайдера, получая комиссионные, так и разворачивать свои продукты на ресурсах, встраивать сервисы MWS в свои предложения и т. д. Но о ситуации в каналах продвижения сервисов мы будем говорить отдельно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News