6 октября 2025 г.
Продолжение, начало здесь
Основная проблема всех структур реальной экономики — в том числе, ИТ — сегодня заметно сложнее предсказуемого перехода от работы в расширяющейся экономике к ситуации с «затянутыми поясами». Игрокам рынка — как B2C, так и В2В/В2С — сложно понять, какие продажи и какой оборот будут у них в пределах среднесрочного горизонта планирования, который стал существенно меньше привычных 5 лет, и даже краткосрочного.
Неопределенность настает и в развитии ИТ-инфраструктур. Тезис «Горизонт планирования зависит от вашей мета-смелости», озвученный год назад в интервью Еленой Волковской, директором по маркетингу компании КРОК, в реалиях этого года для многих компаний остался воспоминанием «о старых добрых временах».
И снова про бюджетирование
Проект федерального бюджета страны на
Однако сегодня к любому планированию — тем более на строк 3 года вперед — следует относиться с повышенной осторожностью. Ситуация может измениться за пару кварталов, например, как мы отметили в первой части материала, в этом году — до конца которого осталась еще четверть срока — дефицит федерального бюджета РФ вырос с планируемых 0,5% до прогнозируемых 2,6% ВВП.
Кроме того, правила могут быть изменены в любой момент, причем довольно быстро, что врезку). Это касается как требований регуляторов, так и налоговой нагрузки, а тем более, льгот. Компании активно готовятся к работе в условиях неопределенности, которая нарастает (например, заканчивается даже бессрочное — см. врезку). Хотя количественные показатели, описывающие внутреннюю макроэкономическую ситуацию, пока не ясны, общий тренд на ужесточение условий ведения бизнеса в ИТ вполне понятен, более того, многие ИТ-компании уже действуют в соответствии с данным пониманием происходящего уже на протяжении нескольких кварталов.
Планы на увеличение тарифов по страховым взносам для ИТ-компаний с 7,6 до 15% подтвердил Максут Шадаев, министр цифрового развития. Напомним, что льготные тарифы по страховым взносам были введены летом 2020 как «бессрочные», но, как видим, и бессрочность имеет пределы. Также подтверждены планы по отмене льготы на отсутствие НДС для корпоративных заказчиков при покупке программного обеспечения Единого реестра, что создаст серьезные проблемы для российских ИТ компаний. Льготы по налогу на прибыль, ИТ-ипотека (только в регионах) и отсрочка от военной службы на данный момент сохранены, но неясно, как долго будут действовать.
Определенности желают как компании, так и работники. Для соискателей важна стабильность компании, ее понятная перспектива и прозрачная стратегия развития, говорит Дарья Цирулева, директор по персоналу в ГК «КОРУС Консалтинг». Но вряд ли сотрудники получат желаемую определенность хотя бы на минимальном уровне, во всяком случае, в ближайшие пару лет.
Подход классический: убираем лишнее, приобретаем недостающее
Основной актив ИТ-компаний — кадры. Квалифицированных технических специалистов мало, особенно с нишевыми специализациями, а готовить их долго. Интеграция нужного «спеца» в команду тоже требует времени и затрат на онбординг, о чем мы подробно писали. Напомним, что эти затраты сложены из разных компонент: упущенной выгоды за время, пока сотрудник проходит переобучение/дообучение, затраты на соответствующие образовательные процессы (даже если нового человека на рабочем месте обучают коллеги — их рабочее время денег стоит) и т. д.
Однако ситуация с кадрами в российском ИТ однозначно указывает на достаточно пессимистический настрой игроков рынка в оценке кратко- и среднесрочных перспектив: профильные структуры начали сокращение персонала. Если осенью прошлого года много говорили о кадровом дефиците ИТ-специалистов, называя количество недостающих специалистов до миллиона , то уже весной писали о сокращении персонала. Сокращения продолжились летом, причем их развитие шло с захватом новых сегментов — например, финтеха — но эти процессы по понятным причинам старались не афишировать.
Взаимодействие с персоналом — процесс диалектический, а потому двунаправленный. Параллельно с оптимизацией «айтишников», размеры которой доходили до 10% даже для отделов, работающих на ключевых направлениях бизнеса, компании продолжали поиск нишевых специалистов.
«Переманивание сотрудников почти исчезло: на рынке достаточно кандидатов, и компании могут выбирать без завышенных предложений», — говорит Сергей Генералов, заместитель СТО в ГК «Цифровые привычки». В поиске отдают предпочтения опытным кадрам — с квалификацией, экспертизой и экспириенсом — а спрос на «джунов» резко снижен.
В ИТ все лучше, чем вокруг него
Общее количество вакансий на российском рынке превысило количество безработных в РФ, сообщают «Известия». В теории такая ситуация может повлечет за собой «гонку зарплат», но на практике до этого может и не дойти. Множество предприятий «реального сектора» отмечают падение спроса на продукцию из-за снижения покупательной способности (как в В2В, так и в В2С). Пока компании стараются сохранить кадры, но период полумер — «неоплачиваемых отпусков», «четырехдневных рабочих недель» и пр. — может закончиться масштабными сокращениями, способными радикально изменить ситуацию на рынке труда.
На этом фоне ИТ-рынок пока выглядит привлекательно: пока тут говорят только о снижении спроса. Снижение количества объявлений о вакансиях для ИТ-специалистов заметили в кадровых агентствах, сообщает «КоммерсантЪ», приводя в качестве примера площадку «Хабр Карьера», где по итогам первой половины 2025 года на 32% снизилось количество ИТ-вакансий (по всем направлениям, включая разработку софта и т. д.) по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Для компаний ситуация даже хороша, она позволяет усиливать ИТ-команды, подбирая кадры, как минимум, с актуальными софт-скиллами (даже джуниоров), а также с квалификацией /экспертизой (для «миддлов» и «сеньоров»).
Два вопроса без ответов
Среди сеньоров дефицит (2,3 резюме на вакансию), сообщает «КоммерсантЪ», со ссылкой на данные HeadHunter.ru. На должности младших специалистов — профицит (11,1 резюме на одну вакансию).
Резкое снижение спроса на «джуниоров» негативно повлияет на национальный ИТ-рынок в долгосрочной перспективе. «Сеньоры» завтрашнего дня должны вырасти из сегодняшних «джуниоров»; если уменьшится количество молодых специалистов — а оно уменьшится! — то завтра настанет дефицит архитекторов, ведущих разработчиков, администраторов с глубокими профильными компетенциями, аналитиков и пр. Как быть с этим? Ответа пока нет.
Ответа нет и на вопрос, как быть тем, кто выбрал своим карьерным треком ИТ, ориентируясь на заявления о миллионном дефиците «айтишников», но по понятным причинам не успел вырасти из «джуниоров»? Причем тут речь о «джунах» любого возраста: как о школьниках из ИТ-классов и студентах профильных специальностей, так и более взрослых специалистах, решивших «уйти в ИТ». Их, мягко говоря, не ждет рынок труда за пределами ИТ, хотя пока ситуация выглядит оптимистично.
Вместо заключения
Подчеркнем, что HR-отделы являются исполнителями, не более того. Потребности в специалистах — их наборе, сокращении, развитии и т. д. — определяют политики бизнеса в зависимости от задач и стратегий всей компании. Для решения бизнес-задач можно расширять штат (нанимая как постоянных, так и сезонных рабочих), проводить автоматизацию /роботизацию или, например, использовать возможности аутстаффинга.
Аутстаффинг остается актуальной моделью для ИТ-компаний. Корпоративные заказчики — особенно из сегмента SMB — все активней привлекают ИТ-специалистов в таком формате на проекты. Это позволяет сократить издержки и обеспечить требуемый в современных условиях уровень гибкости.
Аутстаффинг можно рассматривать как «облако»-для-персонала со всеми ключевыми преимуществами: эластичность, оптимизация затрат и пр. О происходящем в сегменте «облаков», который в российских условиях получает некоторые интересные варианты ускорения, поговорим несколько подробней.
Окончание следует
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News