10 ноября 2025 г.

Артём Овчинников

Почему «цифровой разрыв» тормозит эффективность компании

Связанность в компании бывает двух типов: нецифровая и цифровая. Нецифровая — корпоративная культура, когда отделы общаются, пьют кофе, вопросы решают быстро, без формальных проволочек. Цифровая связанность — интеграция информационных систем, автоматическое протекание процессов из одного отдела в другой. Но когда отдел продаж, финансов и склад оперируют разными цифрами — это не просто ошибка в отчете. Это системный сбой, который истощает ресурсы и блокирует рост.

Цифровая «псевдсвязанность»

Цифровая «псевдосвязанность» интересное явление, которое возникает, когда на повседневном уровне — у всех все хорошо, но цифровые процессы разорваны. В компании возникает современная версия Вавилонской башни — слишком много разрозненных, не интегрированных систем — CRM для работы с клиентами, отдельный портал для HR, BI система для отчетности. Каждый сервис говорит на своем «языке», имеет свой интерфейс и правила работы. Сотрудники тратят время на поиск нужного сервиса, постоянное переключение между системами, что снижает общую продуктивность. Это первый «красный флаг» для руководителя любого уровня. Второй «флаг» — команда тратит время на выгрузку данных из одной системы и ручной ввод в другую.

Это уже не просто операционные трудности, а системные риски. Например, решение генерального директора, зафиксированное в протоколе, не доходит в автоматическом режиме до производственного цеха, и технолог запускает в работу не ту модель, которую ждут на рынке. Результат — материальные потери и выпуск никому не нужной продукции. Главная цена цифрового бардака — время.

Кейс1: На крупном предприятии из-за разрыва между управленческим решением и производственным цехом было выпущено 3 тысячи единиц продукции, которую изначально не планировали продавать. Прямые материальные убытки и строгий выговор для ответственного — стали результатом цифровой несвязанности.

Цена рутины

Открытый вопрос, какие инструменты помогут бизнесу преодолеть цифровой разрыв?

Идеальный процесс после интеграции систем и настройки сквозных процессов выглядит так — решения руководства автоматически фиксируются и через системы (например, PLM) поступают напрямую в цеха. Производство видит задачу, система проверяет складские запасы, при нехватке формируется заявка в отдел закупок, а далее — в бухгалтерию для оплаты. Данные передаются автоматически, без ручного вмешательства и задержек. Добавить портал

Кейс 2: В авиакомпании SmartAvia после внедрения дашбордов для анализа плана-факта полетов удалось сэкономить 1% топлива. До этого компания на протяжении многих лет несла эти неочевидные, но регулярные потери. Благодаря визуализации данных с бортовых самописцев аналитики Smartavia провели аудит, который позволил им увидеть, где и на каких этапах полета и рейсах происходит перерасход топлива. Это стало возможным благодаря созданию «эталонной» модели полета на основе анализа полетных данных воздушных судов и формирования отчета на основе собранных данных.

От цифрового разрыва — к измеримой экономии

Главный результат грамотной интеграции ИТ-систем — конкретные KPI, переведенные в денежный эквивалент, сокращение времени на рутину и уменьшение количества ошибок. Снижение операционных рисков, таких как производственный брак или пропуск критически важных документов. Объединение ключевых сервисов в едином окне — это не просто удобство, а необходимость для эффективной работы. Если раньше на поиск документа тратилось 10 минут, а стало 5 минут, то при 1000 документов в месяц прямая экономия исчисляется сотнями тысяч рублей.

Если руководитель видит, что данные в компании фрагментированы и не стыкуются, он может действовать одним из двух способов. Простой быстрый и платный — сформулировать проблему и обратиться к консультантам или вендорам ПО. Они проведут обследование, сформируют ТЗ и возможно реализуют его. Сложный путь требует самостоятельно провести глубокий анализ, выявить источник проблемы, оценить объем финансовых потерь, сформировать техническое задание и только потом выходить на рынок за решением. Вне зависимости от выбранного варианта первый шаг — признание проблемы.

Источник: Артём Овчинников, генеральный директор IT-компании Ардекс