27 ноября 2025 г.

Директор по маркетингу сервиса облачной телефонии обсудила последние тренды отрасли

Драйверы развития телеком-рынка

Важный драйвер развития телеком-рынка в ближайшей перспективе — технологии, в том числе ИИ, 5G и т.п. Они меняют как услуги, так и сами бизнес-модели. Компании все чаще переходят на облачные решения, виртуальные АТС. Так, в 2023 году по оценкам агентства «ТМТ Консалтинг», объем рынка ВАТС составил 25,5 млрд рублей. При этом рынок демонстрирует рост на 15%-30% ежегодно, и к 2028 году может достичь 52 млрд рублей.

Елена Волозова, директор по маркетингу Новофон, говорит: «Меняются и потребности бизнеса в отношении услуг. Компаниям нужна возможность интеграции IP-телефонии с CRM, мессенджерами, продвинутая аналитика, ИИ-инструменты. Такая интеграция позволяет анализировать эффективность маркетинга, продаж, рекламных каналов, проследить историю взаимодействия с клиентами и работать с текущей базой, настраивать отправку sms, автоматизировать обработку запросов».

Как потребности бизнеса влияют на развитие рынка телефонии

Под влиянием изменений потребностей бизнеса телеком-операторы все больше трансформируются из поставщиков услуг связи в экосистемы, предлагают бизнесу комплексные решения для коммуникаций. Такую трансформацию хорошо демонстрирует постепенное изменение структуры доходов операторов — более половины приходится на дополнительные услуги.

Еще один тренд — индивидуализация предложения, например, в виде подписных моделей, персонализированных тарифов, в рамках которых клиент платит только за необходимые ему услуги. Индивидуализации способствует и широкое внедрение ИИ-решений, которые позволяют анализировать потребности клиентов, их реальное потребление услуг.

Искусственный интеллект и конкуренция звонков с мессенджерами

В целом, ИИ — это тренд, который сильнее всего сказывается на трансформации телеком-рынка. Нейросети уже используют в роли голосовых ассистентов, для распознавания и анализа разговора менеджеров с клиентом, автоматизации рутинных операций. Операторы все чаще используют чат-боты для приема обращений клиентов, они не только отвечают на типовые вопросы, например, о тарифах, но и распознают эмоции и могут переключить недовольного пользователя на оператора.

На развитии рынка IP-телефонии сказывается и конкуренция с мессенджерами. Казалось, что мессенджеры могут стать заменой звонков, особенно в малом бизнесе, за счет простоты использования, бесплатности. Однако, они не обеспечивают необходимого уровня безопасности, аналитики, интеграции. А ограничения на звонки в мессенджерах Telegram и WhatsApp с августа 2025 года стимулирует спрос на IP-телефонию.

Безопасность использования IP-телефонии и усиление регуляторики

Еще один важный тренд — безопасность использования IP-телефонии и усиление регуляторики. VoIP-мошенничество — серьезная угроза. Мошенники используют подмену номеров, фрод, что наносит бизнесу серьезный репутационный и финансовый ущерб. Операторы связи, соблюдающие законодательство, давно не предоставляют услугу подмены номера.

С 1 сентября 2025 года в силу вступило постановление Правительства РФ. Оно отменило лицензию ПДГИ (передача данных для голоса), через которую через IP-телефонию можно было звонить на обычные стационарные или мобильные телефоны. Крупных операторов это изменение коснулось в меньшей степени, так как у большинства уже была лицензия «местной телефонной связи». Небольшим операторам необходимо ее получать. Это делает рынок более централизованным, драйверит его консолидацию.

Источник: Пресс-служба компании Новофон