3 декабря 2025 г.

Окончание, начало здесь

Консервативный прогноз на кратко- и даже среднесрочную перспективу можно сделать исходя из продолжения курса на импортозамещение, которое остается основой государственной политики в области ИТ. Детализировать прогноз достаточно просто — например, проблемы с совместимостью российских приложений, которые создают сложности корпоративным заказчикам много сезонов, вряд ли уйдут в 2026 году, равно как и проблема с недостаточной функциональностью у многих продуктов. Картина получается не совсем радужная, но в имеющихся реалиях консервативный прогноз можно считать оптимистичным.

Импортозамещение требует давления

Принудительное импортозамещение — тренд, который будет сохранен и на очередном году санкционного давления. Официальные продажи глобальных продуктов свернуты, поддержка закрыта, и представительства соответствующих вендоров больше не работают, но «недружественный софт» сохраняет присутствие на российском рынке. Такие программные продукты продолжают использовать корпоративные заказчики. Использование этих продуктов несет ряд рисков для компаний из РФ — от обновлений до блокирования софта — но многие идут на импортозамещение только под давлением регуляторов. Причина не только в инерции мышления и наличия на стороне заказчиков команды, обладающей опытом работы с «недружественными решениями», но и в недостаточной функциональности российских альтернатив.

В любом классе ПО представлены десятки конкурирующих релизов российских программных продуктов. Однако сами вендоры признают, что большинство их решений по функциональным возможностям уступают продуктам глобальных корпораций. Они отмечают, что невозможно за несколько лет создать продукты, полностью аналогичные глобальным разработкам, которые на рынке присутствуют десятилетиями, пройдя сложные пути развития. Это действительно так, только российским корпоративным заказчикам от этого не легче.

Им приходится переходить на решения с меньшей функциональностью, добавляя нужные возможности или самописными утилитами, или благодаря использованию нескольких российских продуктов там, где раньше было достаточно одного, ставшего импортозамещенным (такой вариант осложнен проблемами с совместимостью). Это оказывается технически сложно, в администрировании дорого, да еще и риски добавляет — поверхность атаки становится больше, а вероятность ошибок в настройках — выше. Решать современные бизнес-задачи с помощью программных продуктов, которые зачастую ближе к MVP, чем к развитому релизу, по понятной причине сложно, но российским корпоративным заказчикам зачастую приходится.

Корень проблем — функциональность

Проблему с развитием функциональности локального софта постепенно смягчают — большинство вендоров инвестируют значительные ресурсы в развитие своих продуктов. Игроки рынка —представители как заказчиков, так и, например, интеграторов — о соответствующих проблемах говорят в кулуарах, но крайне неохотно признают ситуацию официально. Причины очевидны: нет желания обострять отношения как с вендорами, которые заявляют о продуктах «на уровне мировых стандартов», так и с госструктурами, которые направили значительные ресурсы на поддержку локальных разработчиков и рапортуют об успехах российских программистов.

Однако действия ряда игроков рынка указывают на иную ситуацию: если бы российские продукты обладали конкурентоспособной функциональностью, то не было бы необходимости в ужесточении регуляторики для продвижения решений от локальных вендоров даже на внутреннем рынке РФ.

Заметим, что в ряде случаев российские вендоры и их партнеры все же оказываются востребованны на рынках за пределами рублевой зоны, причем по очевидным экономическим причинам.

Актуальность российского ИТ «на дальних берегах»

Зачастую сам факт наличия коробочного продукта из РФ, способного конкурировать с глобальными решениями, важен для региональных корпоративных заказчиков на этапе переговоров с поставщиками глобального софта. Для получения соответствующих преференций локальные корпоративные заказчики зачастую инвестируют средства в ознакомление с российскими продуктами, исследование их на уязвимости, проверку совместимости с другими компонентами своей ИТ-инфраструктуры и т. д. Российские продукты даже в имеющемся виде зачастую оказываются потенциально более интересными для корпоративных заказчиков, чем «опенсорс».

Конечно, продвижение российского софта на региональные рынки усложнено из-за необходимости создания «на местах» инфраструктуры для поставок, внедрений, сопровождений и пр., но базовая проблема все же в функциональности коробочных решений. Но «коробки» — как в виде традиционных решений, так и в формате SaaS — не единственный вариант экспорта из РФ софта и смежных продуктов

Российские компании более успешны в сегменте заказной разработки, чем в продаже коробочных решений. Иногда заказная разработка приводит к приобретению заказчиком российского продукта, например, low-code-платформы, нужной для функционирования разрабатываемой системы. Также востребована экспертиза российских компаний, получивших огромный опыт по внедрению приложений, работающих под клонами Linux, в корпоративные инфраструктуры, а также по проверкам на совместимость, организации совместной работы и другим задачам, которые приходится решать корпоративным заказчикам.

Возможно, работа с российскими компаниями в области консалтинга и других сервисов, а также постепенное — на уровне отдельных прецедентов — проникновение российских релизов на региональные рынки и станут основой будущих широкомасштабных продаж. Но до того будущего нужно дожить, преодолев текущие проблемы.

Бум продаж российского софта в другие регионах мира может и не случиться в существенных объемах. Проникновение программных продуктов из региона в регион пока не демонстрирует существенных успехов. Приходилось ли вам слышать о широком распространении в рублевой зоне программных продуктов из дружественных стран, например, софта из Китая, Индии или Латинской Америки? А шансы на успех российских продуктов в упомянутых регионах примерно такие же, как и продуктов оттуда среди корпоративных заказчиков в РФ.

Ситуация может быть изменена при создании российскими компаниями решений с принципиально новыми функциональными возможностями. Претенденты, способные обеспечить такое развитие событий, есть — например, «МойОфис» с новыми ИИ-инструментами для бизнес-пользователей, Kaspersky OS с кибериммунностью и пр. Посмотрим, что будет в наступающем 2026 году.

В чем сложность наступающего года

Дефицит бюджета в РФ будет сохранен, что приведет к снижению государственных преференций, направленных на поддержку локальных вендоров программного обеспечения. Все меры поддержки, которые требуют существенных затрат бюджетных средств — от грантов и со-финансирования до налоговых льгот и пр. — будут существенно уменьшены. Однако останутся и, скорее всего, будут усилены методы принуждения для интенсификации перехода локальных корпоративных клиентов на российский софт. Это вполне способно поддержать российских вендоров и при этом не требует существенных затрат от государства.

Активизация принудительного импортозамещения не способна напрямую привести к масштабному функциональному развитию российских программных продуктов. В ряде случаев такая форма господдержки за счет корпоративных заказчиков, которых прямо или косвенно обяжут покупать российские программные продукты, может позволить разработчикам сохранить финансовую стабильность, что в свою очередь позволит сохранять умеренный оптимизм в оценке более отдаленных перспектив национального ИТ.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News