12 декабря 2025 г.
Президент США объявил недавно, что рассматривает возможность снять наложенные ещё предыдущей администрацией ограничения на экспорт графических ускорителей Nvidia (а именно, специализированной модели H200 со 144 Гбайт видеопамяти HBM3; примерно вшестеро более производительной, чем «урезанные» видеокарты прежнего поколения, H20) в КНР. Правда, при условии, что четверть выручки от этих поставок будет получать американское правительство. Получать именно от Nvidia, как от продавца, а не от китайских заказчиков; в дальнейшем такой же порядок может быть применён к экспорту в КНР микросхем разработки AMD, Intel и других американских компаний.
Это, конечно, не самые передовые на сегодня средства для решения ИИ-задач (та же Nvidia предлагает «свободному миру» ускорители поновее, — семейства Blackwell, а скоро им на смену придёт серия Rubin), но H200 всё-таки изготавливают на тайваньской фабрике TSMC по актуальным технологическим процессам, которые ныне чипмейкерам материкового Китая недоступны. Казалось бы, странный шаг: противостояние между двумя экономическими сверхдержавами в сфере высоких технологий разворачивается в последнее время нешуточное, — так зачем же позволять сопернику по ИИ-гонке эксплуатировать официально не доступные ему сейчас решения?
Немалую роль в принятии этого решения сыграла, надо полагать, позиция главы Nvidia Жэньсюня Хуана (Jensen Huang), который неустанно в последние месяцы убеждал президента США, что запрет на экспорт готовых ИИ-чипов в КНР, хотя и сдерживает прямо сейчас развитие китайских генеративных моделей, в перспективе грозит обернуться против американской ИТ-отрасли. Личный интерес тут, понятное дело, тоже присутствует: до введения запрета поставки в материковый Китай обеспечивали Nvidia от 20% до 25% годовой выручки; вернуть столь лакомый кусок пирога на тарелку, само собой, компании хочется.
Но есть и вполне объективные аргументы: поставленное перед фактом отсечения от поставок фактически доминирующего в сегменте ИИ-ускорителей бренда, правительство КНР приложило недюжинные усилия к обретению подлинного суверенитета на этом направлении. Надо сказать, в Китае и без развития собственных микропроцессорных производств находили пути к вожделенным вычислительным мощностям: арендовали стойки с ИИ-серверами в окрестных регионах, доставляли их в страну окольными тропами и под другой маркировкой, закупали (пока и на те не вышел запрет) специально урезанные по возможностям, но всё-таки работоспособные графические процессоры Nvidia H20, L20, и L2.
Тем не менее, понимая, что каналы эти временные, власти КНР серьёзно взялись за стимулирование внутренних разработок в области ИИ — как аппаратных, так и программных. Да, самые передовые материковые чипмейкеры отстают от тайваньской TSMC на
Так, построенный из 384 ускорителей Huawei Ascend 910C ИИ-кластер CloudMatrix 384 демонстрирует производительность, сопоставимую с системой NVL72, в состав которой входят 72 процессора Nvidia GB200. Да, чипов в китайской платформе в пять с лишним раз больше, и себестоимость их с очевидностью выше (хотя бы потому, что рынок их сбыта более узкий), а по энергопотреблению она наверняка превосходит американскую на порядок И всё же CloudMatrix 384 позволяет с огромной степенью импортонезависимости решать самые передовые ИИ-задачи. Тем более, что с программной точки зрения генеративные модели, разработанные в КНР, организованы оптимальнее своих американских товарок, — аппаратные требования у китаянок чаще всего скромнее.
Но главное даже не это. Взятый властями КНР курс на ИИ-суверенизацию неизбежно подвёл страну к необходимости развивать всю соответствующую технологическую вертикаль. Местные ИТ-гиганты — Huawei, Alibaba, Tencent — разрабатывают (причём независимо один от другого, что ещё более ускорет и оптимизирует прогресс за счёт конкуренции) полные стеки соответствующих технологий, от дизайна чипов до облачных ИИ-сервисов. Немалым подспорьем им становятся крайне сдержанная правовая регуляторика КНР на этом направлении (чего никак не скажешь о США с их преклонением перед авторскими правами — из-за чего материал для обучения новых моделей год от года всё труднее становится набирать), обширная инженерно-научная школа страны, сниженная стоимость труда и природных ресурсов и т. д.
В результате всё тот же Хуан уже не раз подчёркивал, что Китай отстаёт от Америки в ИИ-гонке «буквально на считанные наносекунды», и что чем жёстче преграды к экспорту серверных ускорителей (предлагаемых в основном его компанией, Nvidia) в Поднебесную, тем больше у той резонов крепить свой ИТ-суверенитет — а такая независимость отнюдь не пойдёт на пользу самим США. Грубо говоря, реализованная угроза полного отрезания от «магистрального (читай, американского) пути развития ИТ» перестанет быть угрозой. Зато если зависимость КНР от американских ИИ-технологий сохранится, удержать нынешнее преимущество — да даже контролировать общее направление развития китайских моделей — американским разработчикам окажется легче.
А впрочем, завалить стремящееся к ИТ-университету государство урезанными по фунциональности ИИ-чипами будет не так-то просто. Ведь микросхем — не только для графических ускорителей, но и для модулей памяти — во внешнем по отношению к материковому Китаю производственном контуре и так уже не хватает. TSMC набрала столько заказов на изготовление разнообразных процессоров по самых передовым технологическим нормам, что её линии по упаковке готовых чипов загружены до предела, и руководство компании подумывает передать этот важный этап выпуска на аутсорсинг. Что же касается памяти, то южнокорейская Samsung переориентирует часть производственных линий на выпуск микросхем DDR5 DRAM (для тех модулей ОЗУ, что после идут на оснащение серверов) с HBM3E (для графических ускорителей) — поскольку первые обеспечивают куда более высокую маржинальность в условиях острейшего за последние десятилетия дефицита DRAM в мире.
В КНР же тем временем набирает обороты та самая ИТ-суверенизация, от подталкивания страны к которой предостерегал Хуан: в ноутбуках марки Thunderobot замечены х86-чипы Hygon C86 с максимальной рабочей частотой 3 ГГц и теплопакетом 95 Вт, сопоставимые с геймерскими Intel Core
Словом, дорого яичко ко святому дню, — и ещё далеко не факт, что «щедрое» предложение американского лидера встретит в КНР готовность его радушно принять. Зато для окружающих стран более чем отрадно, что параллельная глобальной ИТ-индустрия в Китае так уверенно развивается, — ведь чем больше на рынке соперничающих предложений, тем прочнее позиции покупателя.
Источник: Максим Белоус, IT Channel News
















