11 декабря 2025 г.
После резкого разрыва с Западом в 2022 г. наше общество ищет «золотую середину»: не отказываясь от сокровищ мировой культуры, делает упор на собственном наследии.
- 41% россиян считают, что отечественная культура развивается (+9 п.п. к 2022 г.); 31% — что находится в упадке (−6 п.п. к 2022 г.).
- За три года россияне стали реже говорить об отрицательном влиянии западной культуры (30%, −14 п.п. к 2022 г.).
- 9% считают, что у российского общества, культуры, ценностей нет врагов. 86% чувствуют присутствие врагов, в том числе 39% уверены, что их много, большая часть, а 41% — что друзей все-таки больше.
Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об отечественной культуре.
Россия и Запад
2022 год стал переломным в отношениях России и Запада, кризис коснулся не только политической сферы, а стал системным, некой точкой пересмотра прежних ориентиров и поиска опоры и ресурса внутри страны. Это касается в том числе отечественной культуры: за последние три года россияне стали чаще видеть ее развитие и реже говорить об упадке.
Одновременно с этим усложнилось отношение к западной культуре. По сравнению с 2022 г. общественное мнение стало менее поляризованным и более разнообразным, прагматичным: не все так плохо, что-то стоит перенимать, что-то нет. Особенно сильно здесь выделяется молодежь: для нее западная культура — скорее источник новых идей, тогда как поколения 45+ чаще видят в ней угрозу. Скорее всего, это следствие жизненного опыта — молодые россияне росли в цифровую эпоху, глобальном мире «без границ» и в культурном обмене чувствуют больше потенциала, чем опасности.
Культурный враг
Сегодня восприятие внешних угроз выглядит заметно более сбалансированным, чем раньше, и образ «культурного врага» для многих становится скорее символом, чем конкретным лицом или доминирующей фигурой. Хотя ощущение наличия врагов у России — в том числе в сфере культуры и ценностей — сохраняется, оно уже не занимает той центральной позиции, что десять лет назад. В 2015 году массовое представление строилось вокруг идеи множества врагов и острой эмоциональной напряженности, казалось, их намного больше, чем друзей.
Со временем эмоциональный накал снизился. Нынешнее видение куда спокойнее и ровнее: представление о преобладании врагов перестало доминировать, а картина стала более уравновешенной, рядом с угрозами респонденты все чаще видят и союзников, и сегодня таких, по собственным ощущениям людей, даже больше.
Те, кто ощущает наличие врагов, чаще всего видят угрозу обществу, культуре и ценностям России в США, абстрактном Западе или Европе, но без доминирующей фигуры. Многие упоминают не страны, а ценностные конструкции — «нетрадиционные ценности» или «западную культуру». При этом почти половина затрудняется назвать кого-то конкретно: образ врага общества, ценностей и культуры скорее символ, чем реальное «лицо».
Источник: Пресс-служба Аналитического центра ВЦИОМ















