12 декабря 2025 г.
Рис. 1. Повестка научно-технической политики зарубежных стран-лидеров* в III квартале 2025 года (семантическая карта). Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Рис. 2. Структура повестки зарубежных стран-лидеров в III квартале 2025 года. Источник ИСИЭЗ НИУ ВШЭ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках мониторинга мировой повестки научно-технической политики, проводимого с помощью системы интеллектуального анализа больших данных iFORA, изучил свыше 160 мер, инициированных властями 25 ведущих стран с июля по сентябрь 2025 года.
Справочно: Система интеллектуального анализа больших данных iFORA разработана ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с применением передовых технологий искусственного интеллекта. Ее база источников включает более 850 млн документов (научные публикации, патенты, нормативная правовая база, рыночная аналитика, отраслевые медиа, материалы международных организаций, вакансии и другие виды источников) и продолжает пополняться. В 2020 г. iFORA отмечена в журнале Nature в качестве эффективного инструмента поддержки принятия решений в интересах бизнеса и органов власти. ОЭСР относит систему к успешным инициативам в области цифровизации науки.
Состав тематик, определяющих общее содержание повестки научно-технической политики в мире, в третьем квартале 2025 г. в целом мало изменился относительно предыдущего (рис. 1). В то же время произошло перераспределение их вклада в анализируемую повестку, что привело к новой иерархии шести ее основных направлений, включая формирование востребованных компетенций, поддержку исследований, повышение конкурентоспособности экономики, госрегулирование научно-технической сферы, внедрение технологий и устойчивое развитие.
Наиболее значимым приоритетом (1-е место см. рис. 2) оказались вопросы формирования компетенций, преимущественно связанных с владением современными технологиями. Так, Бразилия реализует программу профессиональной подготовки специалистов разного уровня в сфере полупроводников. Индия стремится повысить качество технического образования в стране, в том числе за счет цифровизации политехнических вузов, США выделяют гранты на внедрение подходов к преподаванию и обучению с использованием ИИ. Заметное внимание уделяется подготовке молодых исследователей: Китай совместно с ЕС инициировал новую программу научного обмена для этой категории ученых, Франция перезапустила механизм поддержки аспирантов, работающих в органах власти или выполняющих работы в их интересах. Бельгия поддерживает проекты по повышению привлекательности образования в области STEM среди молодежи.
В фокусе политики ведущих стран остается поддержка исследований (2-е место), отвечающих актуальным потребностям экономики и общества. К примеру, при присуждении национальных премий в сфере науки и технологий Китай все больше ориентируется на соответствие работ кандидатов средне- и долгосрочным приоритетам государства. Новая Зеландия, Норвегия, США активно поддерживают изучение широкого спектра вопросов, связанных с ИИ. Испания выделяет гранты компаниям, участвующим в международных исследовательских проектах, а также инвестирующим в изыскания в области медицины и фармацевтики. Германия в приоритетном порядке поддерживает исследования, ориентированные на получение практических результатов и взаимодействие с бизнесом, которые выполняются ведущими университетами прикладных наук. Правительство Австралии финансирует создание центров подготовки и исследовательских хабов, в рамках которых аспиранты и постдоки из университетов будут реализовывать различные проекты в интересах индустриальных партнеров. Не менее важное направление — развитие исследовательской инфраструктуры: Бразилия выделяет значительное финансовые средства на проекты по созданию ускорителей заряженных частиц, экспериментальных реакторов и суперкомпьютеров; власти ЕС публикуют стратегические документы, призванные обеспечить условия для ускоренной модернизации научного оборудования.
Для повышения конкурентоспособности (3-е место) бизнеса власти запускают различные инициативы, призванные раскрыть его инновационный потенциал. Так, Индия делает ставку на снижение зависимости от внешних поставщиков и развивает возможности получения критических минералов из вторсырья. В США в целях развития национальных производств создаются региональные инновационные кластеры. В ЕС стартовала программа по обеспечению устойчивости автопрома, в том числе за счет пересмотра экологических требований. Исследовательский совет Финляндии выделяет средства на изучение проблем экономического роста и занятости в целом. Власти Великобритании разрабатывают планы модернизации национальной экосистемы вычислительных мощностей, также в ряде стран Европы бизнесу, исследователям и госучреждениям предоставляются временные слоты для проведения высокопроизводительных вычислений.
В части государственного регулирования (4-е место) заметны усилия правительств по созданию благоприятной среды для ускоренного технологического развития. К примеру, Франция активно работает над упрощением и оптимизацией процедур, связанных с запуском, реализацией и мониторингом научных проектов. Власти Бразилии, стремясь нарастить масштабы поддержки инновационных компаний, санкционировали использование для этого остатков средств на счетах Национального фонда научно-технологического развития. В Австралии были выпущены рекомендации по разработке планов цифровизации деятельности ведомств, а Китай утвердил новые стандарты для управления возникающими технологиями. Южная Корея запустила онлайн-платформу для сбора и доработки идей, связанных со сферой исследований и разработок, от широкого круга пользователей — не только ученых, но и обычных граждан; также власти страны проводят оптимизацию менеджмента госпрограмм в области ИИ, для чего создаются специальные комитеты для межведомственной координации. Целый ряд государств усиливают регуляторную основу развития и применения цифровых технологий, включая ИИ, при этом нередко выступают в роли первопроходцев. Например, Италия первой в Европе приняла закон о разработке и использовании систем с ИИ, а Великобритания впервые в мире опубликовала стандарт для сертификации систем ИИ, используемых для целей финансового аудита.
Для решения задачи внедрения технологий (5-е место) также вводится значительное число мер финансовой и нефинансовой поддержки. Например, Чехия направляет дополнительные средства компаниям, работающим в области «глубоких технологий» и приобретающим новые знания для разработки современных материалов, биотехнологий, беспилотных и роботизированных систем, др. Бельгия предоставляет гранты для освоения генеративного ИИ малым компаниям, а Бразилия — бизнесу, предлагающему различные технологические решения для промышленного сектора (включая сенсоры, роботов, мобильные приложения). В Евросоюзе начата реализация сразу двух стратегий, направленных на ускоренное внедрение ИИ в экономике и науке. Италия наращивает усилия по созданию условий для развития квантовых технологий, в Китае власти обновили рекомендации по цифровой трансформации ключевых отраслей обрабатывающей промышленности и по модернизации промышленных парков.
Сохраняет актуальность проблематика устойчивого развития (6-е место): действуют программы по переходу к нулевому уровню выбросов в транспортном секторе (Австралия), запускаются крупные проекты в области термоядерного синтеза (США). Ряд государств также инвестируют в создание «умных» гибридных электросетей, обеспечивающих эффективное использование возобновляемых источников энергии (Испания), развитие прибрежной ветроэнергетики (Ирландия).
В целом, несмотря на отмеченные изменения в ландшафте мировой повестки научно-технической политики, остаются неизменными ключевые тренды, в частности, такие как стремление государств к усилению собственной производственной базы с помощью инноваций и растущее влияние технологий ИИ в экономике и социальной сфере.
Источники: расчеты на основе системы интеллектуального анализа больших данных iFORA (правообладатель — ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), результаты проекта в соответствии с утвержденным перечнем тем работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2025 год.
Источник: Сергей Бредихин и Мария Сварчевская, ИСИЭЗ НИУ ВШЭ