18 декабря 2025 г.
Современные электромобили отличаются в пользовательском опыте от традиционных авто настолько, что получили название «смартфоны на колесах». Однако эта шутка хорошо описывает причины, которые привели к комплексу новых трендов, которые появились относительно недавно, но уже начинают оказывать влияние на ИТ, ритейл электроники, автопром и другие сегменты экономики.
Купите авто в супермаркете
Супермаркеты бытовой электроники начинают прощупывать рынок электромобилей, справедливо полагая, что имеющийся у них опыт продаж смартфонов можно во многом транспонировать и применить для выхода в сегмент «смартфонов на колесах». Пионером этого направления в российском многопрофильном ритейле электронной и бытовой техники выступила компания «М.Видео», которая начала предлагать клиентам электромобили и зарядные станции к ним.
В сети «М.Видео» пока не появились корнеры-автосалоны — товары доступны через сайт и фирменное приложение для гаджетов. Проект, который пока существует как пилотный, отметил Феликс Либ, генеральный директор компании «М.Видео», реализован в коллаборации с автосалоном «Авилон» и компанией PUNKT E, сетью зарядных станций для электромобилей. Возможность приобрести зарядную станцию для последующей установки дома или в офисе — оптимальный вариант, позволяющий заряжать электромобиль на персональной зарядке в удобное для пользователя время по закупочной стоимости электроэнергии значительно экономя время и деньги.
Заметим, что салоны связи вышли на рынок продаж электромобилей на полгода раньше — МТС начала продажи авто производства Huawei, наладив коллаборацию с дистрибьютором «МБ рус». Пилотный проект, стартовавший в Петербурге, продемонстрировал успешность и летом был масштабирован на другие города рублевой зоны.
«Китайская модель продажи автомобилей в шоурумах производителей электроники — рабочая», — сказал Андрей Губанов, генеральный директор розничной сети МТС. Заметим, что МТС продавал только электромобили, зарядные станции для них в предложении данного ритейлера пока отсутствуют.
Новым гаджетам — новый «инфобез»
Новое решение, ориентированное для применения в «смартфонах на колесах», создали «Лаборатория Касперского» и «Атом». Важно, что создано не отдельное решение для еще не вышедшего автомобиля, в платформа.
«Мы создаём автомобиль, который работает как мобильная операционная система: платформа с открытым API, где любой разработчик может предложить новую услугу или функцию», — отметил Булат Рахимбердиев, директор департамента информационных технологий бренда «Атом». Сделать это позволила возможность разграничения прав на уровне приложений, реализованная командой «Касперского».
В результате совместных действий компании создали решение, обеспечивающее защиту потока данных, а также корректную работу цифровых систем автомобиля с учётом современных требований инфобезопасности.
«Мы уверены, что подобный подход в ближайшие годы станет стандартом для всей отрасли», — сказал Андрей Карабань, главный технологический эксперт отдела разработки автомобильных решений на базе KasperskyOS. Баланс между безопасностью и новым пользовательским опытом — взаимодействием с информационными и развлекательными системами автомобиля — обеспечит удобство пользователям, уверен Андрей Карабань, но при этом обеспечит новый уровень безопасности.
Платформенный подход упростит для третьих фирм создание и продвижение приложений для авто. Также это способствует привлечению внимания к защищенной KasperskyOS, о перспективах развития которой мы поговорим отдельно.
Вендоры электроники выходят в топ на рынке авто
Опыт работы на рынке гаджетов оказывается релевантен для продвижения на рынке электромобилей как ритейлерам, так и вендорам. Это доказывает прецедент Xiaomi: недавно дебютирующая в новом для себя сегменте и обладающая модельным рядом всего из двух вариантов — седан SU7 и кроссовер YU7 — компания бытовой электроники оказалась в десятке крупнейших автопроизводителей мира. Xiaomi удалось сформировать устойчивый спрос на электромобили — в августе компания вышла на продажи 40+ тыс. единиц авто в месяц, закрепив это достижение в сентябре.
Располагая в настоящее время всего двумя производственными площадками, Xiaomi может обеспечить выпуск 350 тыс. электромобилей в год. Напомним, что пиковые показатели «Автоваза» по результатам прошлого года немногим больше — 525,53 тыс. штук, сообщал «КоммерсантЪ», хотя это не электромобили. Российский автозавод планирует расширять экспорт продукции, но в имеющихся условиях перспективы на зарубежных рынках у электромобилей производства Xiaomi выглядят более впечатляющими, чем предложения производителя из Тольятти.
Заметим, что Xiaomi вдохновлял пример Huawei. Китайский мега-вендор всего 3 года назад вышел на рынок электромобилей, но уже успел реализовать более миллиона авто. В сегмент готовятся выйти и другие компании, работающие на рынке гаджетов. Sharp, известный своими телевизорами и микроволновыми печами, продемонстрировал обновленный концепт электрического минивэна LDK+ на осенней Japan Mobility Show. Foxconn, контрактный производитель электроники, весной рассказывал о намерениях развернуть выпуск электромобилей.
Как видно, на мировом авторынке намечаются масштабные изменения. Они обусловлены сочетанием двух факторов. С одной стороны, это технологическая революция, переход от автомобилей с ДВС к автомобилям с электромоторами. С другой — выход в сегмент ряда новых игроков, ранее занимавшихся созданием и продвижением пользовательской ИТ-продукции, а поэтому обладающих глубокими знаниями современного рынка и новой для авторынка корпоративной культурой.
В сегменте электромобилей активно работают стартапы. Например, немецкий стартап Deepdrive объявил о создании новых электромоторов, способных повысить эффективность электропривода до 20%, что открывает путь к принципиально новым пропорциям и компоновкам автомобилей. В российских условиях на разработки в таком формате рассчитывать сложно: стартапы предполагают венчурное инвестирование, с которым в РФ все было непросто даже в более спокойные времена.
Что дальше
Процессы, протекающие на авторынке, становятся все более похожи на происходящее в ИТ. Например, в сегменте производства электромобилей в РФ идут процессы импортозамещения по схемам, аналогичным работающим на цифровом рынке. Доля локализованных в России электромобилей с января по сентябрь составила 30% всего объема продаж, при том, что за аналогичный период 2024 года она была всего 19%.
Электромобили локального производства российских покупателей пока не очень впечатляют. Кроме того, на бум продаж на авторынке рассчитывать не приходится — как традиционных с ДВС, так и электромобилей. Причины очевидны — снижение покупательной способности и удорожание заимствований естественным образом изменяют потребительское поведение россиян.
Государство пытается поднять продажи «электричек», но не методами субсидирования — на это в бюджете нет средств — а меняя регуляторику.
«Российские марки Evolute, „Москвич 3е“, „Амберавто“ и ожидаемый „Атом“ подходят под требования недавно вышедшего закона о приоритете экологичных видов транспорта для государственных и муниципальных нужд, а также для использования госслужащими и под закупку в таксопарки с 1 марта 2026 г.», — отмечает Александр Мироненко, заместитель генерального директора по развитию компании PUNKT E.
Интересно, что процессы, аналогичные рассматриваемым на массовом рынке, также происходят в сегменте тяжелых корпоративных решений. Промышленные холдинги хотят заработать на разработанных ими ИТ-решениях, сообщает РБК. В теории это позволит новым игрокам рынка окупить многомиллиардные инвестиции в софт, которые реализовали на фоне импортозамещения, и, если повезет, получить дополнительную господдержку. Ситуация беспокоит российских вендоров софта, особенно на фоне продолжающегося «охлаждения экономики» и уменьшения господдержки для традиционных компаний-разработчиков — появление новых игроков на рынке уменьшает «кормовую базу». Промышленные холдинги, выходящие на сложный и новый для себя рынок, да еще в непростые времена, на быстрый успех вряд ли могут рассчитывать, но появление новых игроков — без профильного бэкграунда в области продаж ИТ-решений, но с амбициями и мощным финансово-экономическим базисом — может во многом изменить соответствующий сегмент национального ИТ.
Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News















