18 декабря 2008 г.

ИТ в условиях кризиса
Совершенно беспрецедентным оказалось проведенное 11 декабря IDC мероприятие для прессы. Был представлен подготовленный аналитической компанией программный документ «Обоснованность ИТ-инвестиций в условиях экономического кризиса». Он оставил смешанное чувство: это не результат исследования, не  данные опроса каких-либо респондентов, а экспертное мнение Роберта Фариша, главы представительства IDC в России и СНГ, и Евгения Колесникова, независимого эксперта по ИТ-менеджменту. Такой подход для IDC необычен, практически всегда эта аналитическая компания опирается на данные объективной статистики, а если и сотрудничает с привлеченными экспертами, то лишь для уточнения собственных изысканий, как  делала не раз вместе с  ЛИНЭКС. В этот раз никаких числовых данных в документе нет, только качественные заключения.

Тем не менее, некоторые числовые оценки прозвучали в докладе Роберта Фариша. Рост рынка ИТ в 2008 г. замедлится и составит10-15%. В следующем году будет спад, но насколько сильный – пока неясно. IDC ведет новый проект «С-барометр». Опрос впервые проходит сейчас и будет повторяться раз в квартал. Два типа респондентов принимают в нем участие. Корпоративные: более трехсот  интервью с представителями компаний-пользователей (разные отрасли, малые, средние и крупные компании). И частные лица: более  1600 интервью с домашними пользователями. Пока получены следующие результаты: 44% компаний по-прежнему планируют повысить ИТ-бюджеты в 2009г., но 11% крупных проектов, включающих платежи внешним подрядчикам, отложены на неопределенное время,  14% расходов на ИТ сокращены до уровня базовой поддержки и  все текущие проекты отсрочены. 26% компаний планируют сокращение ИТ-персонала.

Надо сказать, что с данными «кризисного» исследования журнала Intelligent Enterprise эти сведения не коррелируют вообще. База этого исследования – 212 ИТ-директоров из различных отраслей, время проведения – 20 октября – 10 ноября 2008 года (см. рис.).

Основные рекомендации, которые дает (ИТ и другим руководителям) IDC в своем программном документе:
•    Сокращать расходы с особой осмотрительностью и только после того, как проведена надлежащая оценка рисков
•    Сокращение расходов и полный отказ от расходов – не одно и то же
•    Задача, которую необходимо поставить перед службой ИТ, – делать ту же работу, но лучше и за меньшие деньги.

При всем уважении к IDC нельзя не удивиться такому выводу: ведь об ИТ как средстве повышении производительности труда, эффективности бизнес-процессов и вендоры, и интеграторы, и ИТ-пресса без устали твердят десять лет как минимум.

Однако, судя по прошедшему мероприятию, лишь теперь настало время заняться повышением эффективности «настоящим образом», а не на словах. Об этом говорили Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России, Оуэн Кемп, вице-президент НР и генеральный директор «НР Россия»; Вероника Тараба, заместитель генерального директора компании «Крок»,  Владимир Слинько, руководитель отдела по работе с международными поставщиками компании Intel, и Александр Тасев, глава представительства Autodesk в России и СНГ. Состав весьма представительный, редкая пресс-конференция соберет таких спикеров. Но в данном случае это естественно: именно эти компании финансировали разработку упомянутого программного документа IDC.

Почти все компании рассказали, как они сами снижают свои расходы на ИТ. Например в мире HP перешли от 85 дата-центров к шести глобальным, а в российском представительстве IDC на десятки процентов сократили затраты на командировки, начав шире использовать он-лайн средства коммуникации и видеосвязи. В «Кроке» научились формировать финансовую отчетность за четыре часа вместо восьми, исключили ввод дублирующей информации, доработали CRM-систему так, чтобы получать он-лайн анализ информации о финансовом состоянии заказчиков, сделать прозрачным процесс продаж и возможность оперативного реагирования, создали единое информационное пространство между CRM-системой и модулем call-центра. Новая система нотификации оперативно информирует об отклонениях от планируемых результатов проектов, помогает вести жесткий контроль расходов и выполнять финансовый анализ и корректировку затрат в режиме он-лайн. Эти расходы компания понесла в конце лета – начале осени, предвидя ухудшение ситуации.

Вероника Тараба прогнозирует в ближайшем будущем  рост потребности в поддержке уже существующих ИТ-систем, и конкретно увеличение сегментов ИТ-поддержки и ИТ-аутсорсинга, увеличение спроса на интеграционные проекты и решения в сфере повышения эффективности бизнеса.  Она упомянула и направление, о росте популярности которого речь пока не шла: это меры, направленные на снижение зависимости заказчика от внутренних проектных команд. Они включают экспертизу состояния разработки ПО, сбор существующих исходных текстов программ, документации, разработку программы поддержки и развития бизнес-приложений. Сейчас потребность в этих услугах возросла многократно, подчеркнула Тараба. Еще одна услуга, на которую в «Кроке» отмечают рост спроса – разработка плана восстановления ИТ-систем после аварии. Такой план позволяет свести к минимуму последствия непредвиденной ситуации и максимально быстро взять под контроль или возобновить выполнение критически важных задач. Удаленное управление и мониторинг ИТ-инфраструктуры  тоже относится, по мнению Тарабы, к наиболее востребованным сейчас задачам, также как и сопровождение, оптимизация и нагрузочное тестирование промышленных систем. Это ценные наблюдения, которыми столь конкретно пока еще интеграторы публично делиться не спешат.

Некоторые упомянули о мерах, принятых недавно в связи с кризисом: Autodesk – о введении временных лицензий сроком на один год, и рассрочки платежей; HP – о появившейся возможности выкупа своего оборудования у клиентов, выплате им наличных, а затем выдачи того же самого оборудования в лизинг, и в целом – о возможности кредитования клиентов, предоставления им более выгодных, чем банки, условий займа для покупок своих товаров. Предпринимает определенные шаги и Microsoft. Гибче, чем раньше, ранжирует своих заказчиков по платежеспособности «Крок». Однако в целом пока ясности по поводу того, что и как следует делать, в том числе по поддержанию канала, нет. И видно, что ее нет ни у аналитиков, ни у вендоров, ни у интеграторов. Однако представители HP обещали дать более детальную информацию о своих программах поддержки клиентов и реселлеров уже в ближайшее время. Надо надеяться, что уже достигнутой эффективности вендору для этого хватит, и не только ему одному.

Источник: Ольга Мельник, CRN/RE