12 мая 2009 г.

Тезисы доклада Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации И.О.Щёголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России по итогам работы за 2008 год и задачам на 2009 год и среднесрочную перспективу.

Ровно год назад руководство страны приняло решение объединить отрасли связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сфере ведения одного министерства.

<...>

Судя по статистике, итоги для отрасли не самые плачевные. Общий объем сектора ИКТ увеличился почти на четверть, причем стратегически значимым представляется рост отечественных инвестиций в отрасль. «Население» Рунета увеличилось на треть, недавно зарегистрирован двухмиллионный веб-сайт в зоне «ру». По привычным для нас формальным показателям – количество компьютеров, телефонных аппаратов, цифровизация сетей связи, рост численности людей, имеющих доступ к каналам цифрового телерадиовещания – отрасль продолжает набирать вес.

Из года в год в отрасли привыкли говорить о том, что сфера ИКТ развивается динамично и должна сыграть роль локомотива на переходе экономики в постиндустриальную эпоху. Экономическая турбулентность, связанная с этим «великим переходом», уже началась. Как бы ни было тяжело, именно сейчас новые технологии становятся своего рода мостом через кризис, и отрасль ИКТ и массовых коммуникаций призвана сделать первые реальные шаги к экономике знаний.

<...>

Едва ли не главная задача на юбилейный год – это уточнение самой по себе логики построения информационного общества - с учетом новых знаний и опыта кризисных месяцев. Раньше информационное общество создавалось, говоря на профессиональном жаргоне, «железом и веревками». Главным было количество компьютеров и создание инфраструктуры доступа. Меньше задумывались о том, кто создает и потребляет информацию. Станут ли пользоваться медленным Интернетом в почтовых отделениях? Какой именно мобильный контент начнут закачивать дети на телефонные аппараты? Кто вообще будет создавать содержание, транслируемое по вновь построенным сетям?

Сейчас мы пришли к пониманию того, что помимо технологий хранения и обработки информации, помимо инфраструктуры доступа, помимо института интеллектуальной собственности и инвестиций в ИКТ - существует более важный компонент национального информационного капитала. Это - люди, производящие информацию, поддерживающие ее инфраструктуру, внедряющие технологии, покупающие и продающие информационные продукты на внутреннем и мировом рынках.

Все, что работает на людей и укрепляет кадровый ресурс будущего информационного общества, сейчас становится для нас приоритетом. Это имеет прямое социально-экономическое значение. Экономить можно на всем – кроме людей. Именно в кризисный период предприятиям отрасли важно сохранить профессионалов, укрепить команду.

Перспективы развития российских ИКТ видятся нам строго следующим образом. Это - ориентация на живые потребности информационного общества, особенно в условиях кризиса. На рост численности, образованности, социальной активности кадрового ресурса производителей информации. На повышение конкурентоспособности создаваемых в России информационных продуктов.

Этот приоритет нашей политики определяет позицию министерства в любом частном вопросе. Поэтому, например, свою работу с зарубежными поставщиками ИКТ-оборудования строим таким образом: кто больше приносит в Россию производство, технологии, кто вкладывается в обучение наших кадров, тот и должен получать поддержку и рассчитывать на благоприятные условия сотрудничества. Мы будем последовательно поддерживать внедрение свободного программного обеспечения, прежде всего в практику государственной власти.

Оценивая перспективные технологии, мы в первую очередь обращаем внимание на те из них, которые способны резко увеличить производительность труда и способствовать производству интеллектуального, инновационного продукта. Развитие мобильной радиосвязи и наземного цифрового телевизионного вещания, спутниковых технологий, беспроводного доступа, а также устройств малого радиуса действия в высшей степени востребованы обществом. Проблему нехватки частотного ресурса для развития технологий мы решаем двояко. Во-первых, путем перераспределения частотного ресурса между устаревшими и перспективными радиотехнологиями гражданского назначения. И во-вторых, разумеется, путем проведения конверсии спектра в сотрудничестве с силовыми министерствами и ведомствами.

Рассчитываем, что текущий год станет годом реальных решений и достижений на пути к созданию электронного правительства. Годовалая Концепция формирования электронного правительства и План мероприятий по его формированию, одобренный  в феврале 2009-го, создают хорошую базу для решения поставленных задач. У нас уже есть четко определенные приоритеты государства на переходе к новому уровню управления и взаимодействию с гражданами.

Главное на этом участке работы - создание действенных механизмов госуправления, основанных на применении информационных технологий. В то же время не следует забывать о том, что мировой финансовый кризис существенно повлиял на возможности государства в части выделения бюджетных средств, необходимых на развертывание на всей территории Российской Федерации соответствующей инфраструктуры. Тем не менее, уже есть неплохие результаты.

В I квартале 2009 года в 24 субъектах Российской Федерации создано 177 центров правовой информации, в том числе на базе региональных и муниципальных библиотек. Всего в 2009 году на базе региональных и муниципальных библиотек планируется создание и внедрение в действие около 300 общедоступных центров правовой, деловой и социально-значимой информации.

Разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Сформирован перечень нормативных правовых актов, направленных на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг, в том числе вопросов оказания таких услуг в электронном виде.

Определен перечень государственных услуг, требующих первоочередного перевода их оказания в электронный вид к 2010 году.

Оба документа представлены в Правительственную комиссию по проведению административной реформы и в целом одобрены ею весной 2009 года.

В рамках работ по созданию системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) подготовлены необходимые регламентирующие документы, а также завершено создание автоматизированных рабочих мест в шестидесяти федеральных органах исполнительной власти, на базе которых организована рассылка копий актов Правительства Российской Федерации в электронном виде.

Приведу еще несколько цифр. К началу девятого года оснащён и подключен к государственной системе изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения свыше 800 объектов. Всего предполагается подключить к Системе более 1700 ведомственных объектов, то есть пройдено уже почти полпути.

Мы убеждены, что информационные технологии – важная инфраструктурная система государства, такая же, как топливно-энергетический комплекс, оборона, денежное обращение, налоговая система и т.д. До кризиса значимость ИТ-отрасли не так бросалась в глаза, как важность, к примеру, так называемых «естественных монополий». Сегодня, повторюсь, один из главных уроков кризиса сводится к росту значимости новой экономики знаний. Одну из ключевых ролей здесь сыграет производство программного обеспечения, которое имеет ярко выраженную специфику – интеллектуальный характер производства и определенную степень виртуальности готового продукта. Еще одна столь же важная особенность – отсутствие переменных и постоянных издержек в производстве ПО. Большая часть издержек имеет разовый характер. Интеллектуальный характер производства делает невозможным применение к этой отрасли традиционных мер государственной поддержки («заградительные пошлины», акцизные сборы и др.).  Важное отличие разработки ПО от других индустрий в том, что до момента завершение готового программного продукта  он не имеет стоимости. Если недостроенное здание можно продать, то неработающие строки программного кода – никто не купит.

Если перечисленные особенности не будут учтены на законодательном и нормативном уровне – отрасль производства ПО окажется в ущербном положении и не обеспечит государству механизмов перехода к инновационной модели экономики.

Учет на законодательном уровне специфики производства ПО позволит принести  двукратный и более рост занятости в данной отрасли, рост производительности труда в других сферах экономики, повышение эффективности систем управления на всех уровнях, рост доли несырьевого экспорта, реализацию модели инновационного развития.

Логично, что в период формирования электронного правительства и развития региональной информатизации ИТ-отрасль во многом ориентирована на госзаказы. Сегодня здесь немного мешает работать негативный образ ИТ-решений для госсектора как не вполне прозрачных с точки оценки реальной стоимости и эффективности. Необходимо поддерживать, тиражировать лучшие решения отдельных ведомств и регионов. Для этого создан Совет главных конструкторов, объединивший капитанов ведомственной информатизации для того, чтобы вместе выбирать лучшие программные и системные решений для последующей «прививки» этих ценных «культур» к существующим ведомственным и региональным информационным системам.

Другая важная сторона создания электронного правительства, традиционно слабо учитываемая в докризисной логике, - это использование позитивного опыта регионов. Москва, Татарстан, Башкортостан, Тюмень, Красноярск, Новосибирск – признанные лидеры. Так вот, в рамках программы «Региональной информатизации» лучшие наработки отдельных регионов будут тиражироваться в других субъектах в качестве типовых технических решений. В регионах в начале этого года стало очевидно сокращение софинансирования программ информатизации в условиях финансового кризиса. Очевидно, что инициатива по включению в бюджеты информатизации деятельности муниципальных образований должна исходить от самих образований. На федеральном уровне мы окажем всяческую поддержку в рамках программы «Региональной информатизации».

Кстати о региональной тематике. Следующая стратегически важная задача – это Закон о технопарках. Технопарки в сфере высоких технологий, несколько лет задыхавшиеся в правовом вакууме и потому вынужденные делать ставку на что угодно, кроме ИКТ, должны получить четкие и однозначные правовые ориентиры, необходимые для нормального развития.

Однако, развивая технопарки, нельзя забывать и о классических отраслевых НИИ. Специфика нашей сферы ведения такова, что вне опережающего, научного перспективного видения любые конкретные действия рано или поздно приобретают исключительно догоняющий, реактивный характер.

Рассчитываем уже в ближайшие месяцы получить подтверждение, что это решение себя оправдывает.

Кроме того, для налаживания эффективного диалога с научным сообществом отрасли мы создали научно-технический совет Минкомсвязи. Его задача - вырабатывать предложения по реализации научно-технической политики и стратегии развития в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, массовых коммуникаций и средств массовой информации, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет).

Проведен ряд отраслевых научно-исследовательских работ, чьим предметом были, в частности: задачи развития рынка инфокоммуникационных услуг и методы их решения; повышение эффективности регулирования ограниченных ресурсов, совершенствование технического регулирования, системы лицензирования, механизма универсального обслуживания, принципов оказания услуг связи в интересах спецпотребителей.

В результате другого исследования определен правовой режим «официальных сайтов» и баз данных федеральных органов государственной власти. Подготовлен давно востребованный отраслью проект изменений в Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), который используется при проведении расчетов за услуги связи, в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в области связи.

Рассмотрены основные направления сохранения работоспособности базовых сервисов Российского сегмента Интернет при попытках его блокирования, что позволило начать работу по разработке мер по уменьшению зависимости отечественной инфраструктуры связи от зарубежных информационных источников и повышения надежности функционирования Российского сегмента Интернет.

Еще одна стратегически важная задача, также связанная с объединением разрозненных сетей, - развитие научных сетей и национального сегмента Интернета. В России функционируют немало разрозненных научно-образовательных сетей. Нужно провести  их интеграцию и создать единую высокоскоростную телекоммуникационно-вычислительную инфраструктуру национального масштаба.

Иными словами, кадровый компонент информационного общества должен «встретиться» с инфраструктурным компонентом. Науке и образованию нужна высокоскоростная магистральная телекоммуникационная инфраструктура, доступ к распределенным центрам обработки данных, сетевым информационным сервисам.

Нужно обеспечить коммуникацию между экспертами научных сообществ, создавать библиотеки с поддержкой версионности документов, а также виртуальные конференции – это в разы увеличивает производительность труда ученых и преподавателей.

И конечно, для развития научных сетей необходимы собственные суперкомпьютеры. До конца юбилейного года будет завершена работа по созданию на базе МГУ суперкомпьютера мощностью не менее 500 Тфлопс, определены меры по построению в Российской Федерации единой информационной сети обеспечения распределенных высокопроизводительных вычислений для научных целей.

Что касается роста Рунета, здесь статистика впечатляющая. Интернет успешно конкурирует с традиционными медианосителями, в марте этого года был зарегистрирован двухмиллионный домен в зоне RU. По числу доменов сектор .RU вышел на 6-7 месте мирового рейтинга национальных доменов.

Доля пользователей, выходящих в интернет из дома, превысила 70%. Около трети "домашних" пользователей (или примерно 20% от всей аудитории) имеют широкополосный доступ к сети. При этом средняя скорость доступа в регионах заметно ниже, чем в столицах: самая распространенная скорость в среднем по 21 крупному городу России (исключая Москву и Санкт-Петербург) составляет примерно 410 килобит в секунду, в столицах же - около 7 тысяч килобит в секунду. А расценки, которые выставляют операторы на местах, существенно выше столичных. Там, где эти услуги предоставляются компаниями группы «Связьинвест», представители государства уже обращают внимание менеджмента на такой весьма своеобразный «цифровой разрыв». Надеюсь уже в ближайшее время услышать о его сокращении.

В крупных городах проникновение интернета заметно выше, чем в среднем по России. В городах с населением более 100 тысяч человек 42% жителей старше 12 лет пользуются интернетом хотя бы раз в месяц. В Москве эта доля составляет 61%, в Санкт-Петербурге - 53%. При том, что в восьмом году число пользователей интернета выросло на 12 млн, достигнув отметки в 47 миллионов, мы ожидаем дальнейшее (до 34%) увеличение интернет аудитории в текущем году.

Между тем, возможности современных информационно-коммуникационных технологий, помимо прогрессивного и инновационного начала, несут в себе все возрастающие угрозы террористического, криминального и военного характера, которые усиливаются свойствами трансграничности современных информационно-коммуникационных технологий.

Поэтому важно выработать и продвигать наши инициативы в области международного права, а также организационные и технические решения, благодаря которым заведомо снижаются последствия любых теоретически возможных угроз безопасности национальному сегменту сети Интернет.

В повестке дня – гармонизация российского законодательства с признанными международным сообществом нормами. А также выработка мер по созданию развитой системы правовых механизмов, регулирующих отношения в области безопасности национального сегмента сети Интернет и предотвращения использования Интернета в противоправных целях.

Особую озабоченность вызывает уязвимость системы управления национальным доменом и риск возможного деструктивного воздействия на процедуры доступа к российским интернет-ресурсам. Одной из превентивных мер является создание системы территориально разнесенных локальных корневых серверов национальных доменов. Эта задача уже решается, сервера установлены в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Владивостоке, Ростове-на-Дону.

Одновременно мы ставим вопрос о справедливом и равноправном участии России в управлении столь важным информационным ресурсом, оказывающим все большее влияние на социально-экономическую сферу. И считаем важным продвигать планы интернационализации управления использованием Интернет. В свою очередь, использование символов кириллического (русского) алфавита в доменных именах позволяет решить проблему языкового барьера и упростить систему поиска, что должно привести к дальнейшему расширению круга пользователей Интернет в России.

Подчеркну, что процедура открытия регистрации домена ".рф" должна быть детально прописана летом текущего года. Рассчитываем записать «день национальной гордости» в календарь Рунета в знаменательном для нас 2009 году.

<...>

В 2008 году учебными заведениями отрасли подготовлены почти 15 000 специалистов, в том числе 6 700 - с высшим профессиональным образованием и 7 900  со средним профессиональным образованием. Около 70% выпускников трудоустроено на предприятия связи и информатизации, и это очень высокий показатель.

В настоящее время в отраслевых учебных заведениях обучаются около 56 тыс. человек. В том числе по программам высшего профессионального образования – свыше 30 тыс., и по программам среднего профессионального образования – свыше 20 тыс.

На базе подведомственных учебных заведений связи повысили квалификацию и прошли профессиональную переподготовку около 10 тыс. специалистов предприятий отрасли.

Развитие сотрудничества с отраслевыми учебными заведениями, равно как и повышение эффективности центров дополнительного профессионального образования стали едва ли не ключевыми темами Пятой Всероссийской отраслевой кадровой конференции «Антикризисная социальная политика и стратегия развития кадрового потенциала отрасли». Эта конференция прошла в апреле в Нижнем Новгороде. Среди наработок – рекомендации по созданию систем управления персоналом в отрасли, по определению приоритетов в условиях ограниченных бюджетов на обучение и развитие персонала, активизации профсоюзов отрасли в период экономической нестабильности. Важным результатом работы конференции стали конкретные рекомендации кадровикам отраслевых предприятий и организаций, а также руководителям – как работать с молодежью, чтобы оптимально использовать стратегический кадровый резерв отрасли.

В Министерстве образована Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

И в целях рационального использования кадровых ресурсов почти пятьдесят тысяч работников отрасли прошли аттестацию (это свыше 7% от общей численности), при этом число сотрудников, признанных несоответствующими занимаемым должностям, минимальны.

В то же время, за заслуги в области связи и массовых коммуникаций в период с мая 2008 года по май 2009 года 215 человек награждены государственными наградами. Ведомственными наградами отмечены почти две тысячи человек и 3 коллектива отраслевых организаций.

Источник: Минкомсвязи РФ