3 июля 2025 г.

Продолжение. Начало тут, тут и тут

Особенность ситуации с промышленными роботами на российском рынке состоит в слабой развитости сегмента. Во время стабильного состояния экономики промышленные роботы были дорогими, а дефицита рабочих рук не возникало, поэтому роботизацию производств вели лишь отдельные компании с высокой степенью технологической зрелости. В следующие несколько лет у всех направлений российского бизнеса были серьезные форс-мажорные обстоятельства, которые требовали организации работы в условиях локдауна, пересмотра ИТ-рельефов в условиях импортозамещения, изменений каналов взаимодействия с поставщиками/потребителями и т. д.

Роботизация как направление массово попадает в поле зрения бизнеса только сейчас, когда сегмент доступных для этого технических решений радикальным образом изменился. Но изменилась и ситуация на стороне заказчиков.

Проблемы на стороне заказчиков

Максимальный эффект роботизация дает при создании нового производства «с нуля», но такое бывает крайне редко. В большинстве случаев промышленные роботы внедряют на уже действующих предприятиях, что требует переформирования производственных процессов.

Роботизация по понятным причинам встречает сопротивление на разных уровнях. Инженеры исповедуют простой принцип: «Работает — не трогай!» Рабочие традиционно настороженно относятся к роботам: «А вдруг они нас заменят?» Руководство и менеджмент понимают, что если что-то пойдет «с проблемами», то именно им придется отвечать перед акционерами. Акционеры традиционно заинтересованы в роботизации, но они нечасто на таком уровне вмешиваются в управленческие и, тем более, в технические вопросы.

Оптимально, если роботизация, как и любое другое ИТ-решение, встроена в комплекс мер по стратегическому развитию производства и бизнеса. Это позволяет на всех уровнях обеспечить понимание планов, темпов и перспектив, в частности, кого и когда сократят, кого повысят, а кому придется пройти переобучение. О необходимости комплексного подхода в таких вопросах говорят многие эксперты и визионеры.

Это нужно для создания и внедрения средств управления производством с принципиально новым уровнем качества, оптимизации, гибкости, удобства, надежности и безопасности, уверен Илья Сивцев, генеральный директор «Группы Астра»: «В перспективе нас ждут создание систем управления производством в режиме реального времени и реализация концепции „умного предприятия“».

Выстраивание стратегий — ключевая управленческая задача. Среди прочих она позволяет справляться с неопределенностью и получить целостную картину изменений, в отсутствие которой любые технологии — аналитика, RPA, LCNC, ИИ и DevOps — создают разные проблемы при внедрении и в итоге зачастую не дают ожидаемого эффекта.

Дополнительные сложности состоят в том, что глобальные игроки с локального рынка ушли, унеся с собой экспертизу и обновленные кейсы применения промышленных роботов. Отечественный игроки рынка должны развивать российский сегмент, формируя кейсы, актуальные в новых условиях, прорабатывая детали — технические, экономические и др. — для разных вертикальных рынков, популяризируя идею роботизации среди потенциальных заказчиков и т. д. Причем вертикальных рынков много, а игроков в рассматриваемом сегменте — да еще обладающих профильной экспертизой — относительно мало.

Проблемы на стороне игроков сегмента

Комплекс проблем, которые усложняют развитие российской робототехники, характерен для любого высокотехнологичного производства в локальных условиях. Прежде всего, это отсутствие компонентной базы, в том числе, критически важной для устройств (например, сервоприводов).

Требования к производству промышленных роботов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства российской промышленной продукции» о постановлению № 719 сейчас маловыполнимы из-за ограниченных возможностей производителей комплектующих, сообщает Forbes со ссылкой на экспертов рынка.

Узость локального рынка — за «год ускоренной роботизации» в РФ было внедрено всего 8 тыс. промышленных роботов — ограничивает применимость ресурса традиционного канала. Рост сегмента будет, но внутренний. Перспективы выхода российских промышленных роботов на рынки других регионов мира практически нулевые — там российская продукция столкнется с высокой конкуренцией.

Присутствуют традиционные проблемы для любого локального хай-теха: вопросы с финансированием, дефицит рабочих рук для всех этапов роботизации — от анализа рынка и проектирования устройств до инсталляции и апгрейда — проблемы с продвижением продукции и т. д. Все усложняет относительная новизна данного направления. В сегменте проектирования промышленных роботов экспертизу на современном уровне за несколько кварталов не наработаешь.

Развивать придется взаимодействие с партнерами. «Предприятиям нужны не роботы, а роботизированные комплексы и линии», — уверен Игорь Николаенко, коммерческий директор компании «Промышленная Робототехника» (ex. KUKA). Создание таких линий под требования заказчика — интеграционная задача. Однако ее результат может претендовать на дополнительные льготы — роботизированные комплексы и линии как класс оборудования являются полностью российским, говорит Игорь Николаенко.

Вместо заключения

Государственный протекционизм в ряде случаев ситуацию смягчает, но по понятным причинам н одну из перечисленных проблем решить не может. Процессы формирования локального рынка робототехники российским роботостроителям тоже придется решать самостоятельно.

Однако развитие в сегменте продолжается. Есть интересные проекты по внедрению промышленных роботов в ряде регионов РФ, в ходе которых заказчики, интеграторы и вендоры решали проблемы, связанные с выбором, приобретением и, главное, с интеграцией роботов в цепочку производственных процессов.

Окончание следует

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель IT Channel News