15 декабря 2010 г.

Это был год, полный событий на рынке ПО: покупка McAfee гигантом Intel, покупка Sun Microsystems компанией Oracle, выход Windows Phone 7 и растущее принятие сервисов в облаке. Вот 10 главных событий этого рынка в 2010 году.

Год, полный событий

Еще один бурный год в отрасли ПО… В общем, «бизнес как обычно».

Были крупные покупки - от сделки Intel-McAfee и до IBM, купившей всё, что только можно. Microsoft старалась распространить гегемонию своей ОС на мобильный рынок, выпустив Windows Phone 7. Hewlett-Packard заявила, что трех процентов, приходящихся на долю ПО в ее общем доходе, недостаточно. И… ожидание продажи Novell, когда-то сильного соперника Microsoft, а теперь сравнительно мелкого игрока.

Но, наверно, еще важнее для всего рынка ПО в 2010 году были мегатенденции, прежде всего растущее принятие облака и ПО как услуги, меняющих привычные схемы использования и администрирования приложений, а, возможно, и само понятие «программного обеспечения».
Вот главные события в отрасли ПО в 2010 году.

1. Intel покупает McAfee

Intel ошеломила отрасль 19 августа, объявив о решении купить McAfee за 7,68 млрд. долл.
Да, это огромная сделка - возможно, крупнейшая в ИТ-отрасли за какой-то период. (Даже покупка Sun Microsystems стоила меньше: 7,3 млрд. долл.) Но ее значение выходит далеко за рамки выложенной суммы долларов. Как и покупка Oracle-Sun, сделка Intel-McAfee служит еще одним доказательством, что граница между «вендорами оборудования» и «вендорами ПО» всё более стирается.

Эта покупка поможет Intel разработать программные средства безопасности и аппаратные компоненты для многочисленных Интернет-устройств и встроенных систем - банкоматов, автоэлектроники и даже медицинских устройств. Ожидается, что сделка будет завершена в конце этого или в начале 2011 года. Некоторые реселлеры выразили опасения относительно будущего McAfee, но главный управляющий Intel Пол Отеллини заявил, что она будет функционировать как дочерняя компания в полном владении Intel и сохранит свою текущую модель партнерства с каналом.

2. Дебют Windows Phone 7

Со своей ОС Windows, пакетом Office и множеством других продуктов Microsoft доминирует на рынке настольных ПК и является крупным игроком на рынке ЦОДов. Однако на мобильном рынке она все еще остается на вторых ролях. И это беспокоит компанию, поскольку, как признал Рэй Оззи (до недавнего времени главный архитектор ПО Microsoft), мы движемся к «миру пост-ПК», и вендор рискует оказаться на обочине.

Именно поэтому Windows Phone 7 - бесспорно, самый важный для Microsoft продукт в этом году. Windows Mobile, прежняя ставка Microsoft на рынке мобильных ОС, оказалась слаба в сравнении с Apple iPhone, Google Android и другими конкурентами. Так что Windows Phone 7 - это попытка Microsoft сделать «перезагрузку» и начать заново.

И насколько ей это удается? Сообщается, что лишь 40 000 пользователей купили устройства с Windows Phone 7 в день ее выпуска, 8 ноября. Если сравнить это с 1,7 млн. продаж Apple iPhone 4 за первые три дня после выпуска в июне, то… Судите сами.

3. Oracle покупает Sun

Да, Sun Microsystems была во-первых и прежде всего компанией оборудования. Но с ее покупкой (в январе за 7,3 млрд. долл.) Oracle получила также изрядный арсенал ПО, включая Java, Solaris и популярную open-source базу данных MySQL.

Oracle и без того является мощным вендором рынка с самой продаваемой СУБД и прочным положением в прикладном и связующем ПО благодаря десяткам купленных компаний, от PeopleSoft до Siebel и BEA Systems. И всё же, базовое ПО, которое привносит с собой Sun, делает Oracle самой мощной компанией программной отрасли; это бесспорно.

Кроме того, арсенал оборудования Sun позволяет Oracle создавать и предлагать на продажу полные платформы (stacks) оборудования и ПО, включая сам сервер, операционную систему, связующее ПО, приложения и СУБД. Дополнительный нюанс в том, что такие тесно интегрированные системы могут уменьшить интерес к автономным программным продуктам (по крайней мере, сделать их менее важными), так как организации стремятся покупать готовые решения.

4. Прощай, Novell!

К моменту объявления (22 ноября) о том, что Novell будет продана Attachmate за 2,2 млрд. долл., компания была лишь тенью той, что мы знали когда-то: один из основных вендоров ПО, серьезный соперник Microsoft и важный партнер для канала. Сделка включает также продажу «определенных активов интеллектуальной собственности» консорциуму CPTN Holdings (созданному бывшим архисоперником, Microsoft) за 450 млн. долл.

Чтобы описать весь долгий и извилистый путь Novell, потребуется целая книга: от зенита славы, когда ее операционная система NetWare оспаривала первенство Windows - через неоднократные попытки «пересоздать себя» (сначала с Unix и затем с Linux) - и до недавних попыток нацелиться на системное администрирование облака и «интеллектуальное управление рабочей нагрузкой».

Увы, гиганты Oracle и SAP, и даже шустрые новички Salesforce.com и NetSuite давно обошли Novell по продажам и весу в отрасли. Attachmate сделает Novell своим подразделением, так что имя ее не исчезнет. И всё же, грустный конец для легендарной компании…

5. HP намерена расширять продажи ПО

Компания Hewlett-Packard достигла 126 млрд. долл. продаж в 2010 ф.г. (завершился 31 октября). Но на долю ПО приходилось лишь 3% этой суммы. Для сравнения: у IBM, второй крупнейшей ИТ-компании, продажи ПО составляли почти 22% общего объема продаж за три первых квартала 2010 ф.г. (70,8 млрд. долл.).

1 ноября новым CEO HP стал бывший главный управляющий SAP Лео Апотекер. По мнению обозревателей, выбор Правления был в значительной степени продиктован необходимостью расширить продажи ПО в HP.

Сам Апотекер, похоже, подтверждает такое мнение. «Нам нужно больше ПО, и как категории, и по всему нашему портфелю, чтобы мы могли лучше дифференцировать наши отдельные продукты и услуги», - заявил он. На какой рост продаж нацелен новый CEO? «Удвоить его было бы совсем неплохо, - сказал Апотекер. - А еще лучше - утроить!»

6. Лицо облака вырисовывается

Можно смело сказать, что именно в 2010 году облако превратилось из концепции в нечто реальное. И, вопреки грозным предсказаниям умствующих светил, сервисы облака, похоже, уже на высокой траектории роста. Согласно прогнозу IDC, продажи SaaS будут расти более чем на 25% ежегодно и увеличатся с 13,1 млрд. долл. в 2009 г. до 40,5 млрд. долл. в 2014 г.

Конечно, ИТ-вендоры быстро ухватились за идею облака. И, наверно, никто не действовал столь решительно, как CA Technologies, купившая в 2010 году пять компаний на рынке облака, а всего - шесть компаний на протяжении 14 месяцев, выложив за них более 1 млрд. долл.

Google и Microsoft также яростно состязаются на рынке облака. Google выиграл тендер на создание облака для муниципальных служащих Лос-Анджелеса (правда, проект пока застопорился), а Microsoft подписала сделку на 50 млн. долл. с администрацией Нью-Йорка, обязавшись предоставить облачные офисные приложения и средства коллективной работы для городских служб.

7. NetSuite: пробуждение канала

Пока SaaS-приложения набирали силу на рынке, многие VAR`ы продолжали гадать: куда можно встроить свой бизнес? Они пробудились от грез в феврале, когда главный управляющий NetSuite Зах Нелсон, сообщая о прибыли компании, заявил: «Если традиционные VAR`ы среднего сегмента не изменят [свою бизнес-модель], чтобы удовлетворить спрос на решения в облаке, то они скоро выйдут из бизнеса».

Нелсон предсказал, что 2010 год станет переломным, когда поставщики решений перейдут от продажи автономных пакетов ПО к продажам приложений в облаке. NetSuite подкрепила свой прогноз предложением оставить реселлерам 100% дохода от подписок новых заказчиков в течение первого года. Щедрый ход привлек десятки новых реселлеров.

Многие VAR`ы услышали призыв Нелсона и все шире включают предложения ПО по требованию от NetSuite, Salesforce.com, Microsoft и других, а также сервисы облака в свой арсенал для заказчиков.

8. IBM покупает!

В мае главный управляющий Сэм Палмизано заявил инвесторам, что IBM потратит около 20 млрд. долл. на покупки в ближайшие пять лет. В одном лишь 2010 году IBM уже купила более 15 компаний. Две из них относятся к сфере оборудования и услуг, но остальные - подавляющее большинство - являются разработчиками ПО. Таким способом IBM хочет расширить свой спектр предложений.

Самой крупной из этих покупок (пока) была компания Sterling Commerce, разработчик ПО управления цепочкой поставок и B2B-сотрудничества, купленная за 1,4 млрд. долл. Было также несколько покупок в сфере онлайн-маркетинга, включая компании Unica (480 млн. долл.) и Coremetrics, и покупка Clarity Systems и OpenPages в сфере управления финансами и соблюдения регулятивных норм.

Были также куплены Big Fix (управление безопасностью), Datacap (управление неструктурированными данными) и Storwize (сжатие данных в реальном времени).

9. SAP: смена руководства и прогресс в канале

2009 год был трудным для SAP: продажи упали на 8%, а прибыль - на 4%. В итоге, 7 февраля 2010 г. Лео Апотекер, назначенный главным управляющим лишь в мае 2009 г., решил уйти в отставку. Новыми главными соуправляющими были назначены Билл Макдермотт и Джим Хагеман Шнабе.

В то же время, SAP продолжала расширять присутствие в канале, выполнив обещание передать 100% продаж своего пакета Business All-in-One в сегменте SME партнерам-реселлерам. Этот сдвиг получил новое ускорение в начале года, когда давний ветеран канала Кевин Гилрой возглавил работу с каналом Северной Америки. (Позднее ему было поручено руководство всем бизнесом SAP в сегменте SME в Северной Америке.)

Наконец, в июле SAP завершила свою покупку Sybase за 5,8 млрд. долл., которая дала ей широкий ряд новых технологий, включая мобильные приложения и ПО вычислений в памяти.

10. Эра онлайн-витрин

Идея не нова. В конце концов, Salesforce.com запустила свой AppExchange еще в 2005 году, и на прошлой неделе количество загрузок приближалось к 700 тысяч. Но в 2010 году онлайн-витрины приложений реально вышли на мейнстрим, став важной магистралью дистрибуции прикладных программ для бизнес-пользователей и потребителей.

Самой большой новостью в мире app-store был запуск в марте витрины Google Apps Marketplace, где сторонние поставщики ПО по требованию могли выкладывать свои приложения, дополняющие собственный арсенал Google.

Но выход Google был не единственным. В сентябре Intel запустила AppUp, онлайн-площадку для продаж программ для нетбуков, а Pervasive Software создала свой DataSolutions WebStore, предложив облачные уже сконфигурированные приложения. Как подчеркнул Билл Якарузо, старший директор этого сервиса, чтобы конкурировать в облаке сегодня, онлайн-магазин приложений необходим.

Источник: По материалам crn.com