15 февраля 2011 г.

В конце прошлого года на ИТ-рынке появились сведения о том, что Merlion покупает дистрибьюторский бизнес Verysell. Но до недавнего времени информация циркулировала на уровне слухов – участники сделки не были готовы публично подтвердить ее или опровергнуть. 27 января 2011 г. был подписан «протокол о намерениях по приобретению компанией  Merlion дистрибьюторского бизнеса ГК Verysell, известного на рынке под торговой маркой Verysell Distribution». Но официальное сообщение по этому поводу появилось только 15 февраля.

Как отмечено в информационном письме двух компаний, «данная сделка имеет целью для компании Merlion (дистрибьюторское направление) нарастить VAD составляющую бизнеса в области Enterprise решений: как аппаратного, так и софтверного направления».

В случае, если сделка будет завершена, «Merlion намерена в дальнейшем  обеспечить всем необходимым активное развитие бизнеса Verysell Distribution, сохраняя сложившейся коллектив, бизнес с вендорами и клиентами Verysell Distribution, активно используя лучшие наработки компании в области дистрибьюторского бизнеса».
Финансовая сторона вопроса не разглашается. Стороны намерены завершить начальный этап сделки до конца 1 квартала текущего года.

Информация о продаже дистрибьюторского бизнеса Verysell, наверное, не стала для ИТ-рынка большим сюрпризом. Все к тому шло. И Merlion была не единственной компанией, с кем велись переговоры. Тем не менее, еще осенью 2010 г. (в частности, во время 19-й партнерской конференции Softeach) руководители Verysell Distribution  сообщали о том, что бизнес компании в 2010 г. развивался значительно успешнее, чем в 2009 г., и строили планы на будущее*: «Мы приняли решение развивать дистрибуцию решений, потому что просто VAD уже не так востребована на рынке, как раньше, и мы видим, что партнеры ожидают от нас и наших специалистов больше, чем просто VAD и тем более просто box moving»...

Цели сделки, сформулированные ее участниками в информационном письме, заявлены довольно общо. Как известно, наиболее типичные причины для слияний-поглощений – укрупнение бизнеса, наращивание компетенций, приобретение продуктов, технологий, клиентской базы,  контракты с поставщиками, ликвидация конкурента. А что получают стороны в данном конкретном случае?

«С уверенностью говорить можно о том, что лежит на поверхности: данное поглощение может быть вполне разумным ходом и для продавца, и для покупателя при адекватной цене, - считает президент компании OCS Максим Сорокин. - Merlion усилит свои дистрибьюторские позиции быстрым расширением портфеля контрактов, а Verysell сможет сконцентрировать усилия на своих более удачных проектах».

Многие участники рынка считают, что одна из основных ценностей, которую получает Merlion с приобретением Verysell – дистрибьюторский контракт с Microsoft (возможно, наряду с несколькими другими). Об этом, в частности, говорил** в комментарии «Ведомостям» Георгий Генс, президент ГК ЛАНИТ: «Вкладом Verysell в бизнес «Мерлиона» могут стать контракты с такими поставщиками, как Microsoft и Sun Microsystems».

С ним согласен и Максим Сорокин: «Verysell имеет ряд контрактов, которые могут быть интересны Merlion’у. Получение их  - дело времени, но иногда выгоднее купить готовый бизнес, нежели выращивать его у себя. К числу таких контрактов относится, например, дистрибьюторский контракт с Microsoft».

Что еще полезного может принести дистрибьюторский бизнес Verysell Merlion`у? Конечно, профессиональную команду, в которой есть сотрудники, обладающие компетенциями, которых нет у их коллег из Merlion. Например, по отдельным продуктовым группам/вендорам, по которым у Merlion не было дистрибьюторских соглашений (пример – тот же Microsoft). «Второе, что приобретает Merlion, это  команда, которая уже прошла все подводные камни, знает, как работать с конкретным вендором. Это тоже дорогого стоит», – комментирует Максим Сорокин.

По всей видимости, можно ожидать некоторого укрепления позиций Merlion среди партнеров-интеграторов. Но говорить о том, что покупка Verysell существенно увеличит дилерскую сеть Merlion, вряд ли приходится: дилеры давным-давно у всех дистрибьюторов общие, а их лояльность кому бы то ни было – понятие совершенно эфемерное. Кроме того, Merlion всегда заявляла о том, что не стремится чрезмерно расширять свою сеть партнеров. И, конечно, не нужно забывать, что сегодня обороты Merlion многократно превышают показатели дистрибьюторского бизнеса Verysell***. Так что игроки рынка не ждут, что сделка радикально усилит Merlion либо коренным образом изменит рыночный «ландшафт».

Собирается ли Merlion развивать «дистрибуцию решений» -  не известно. И как именно будет интегрирован бизнес Verysell в Merlion, тоже пока не ясно. В целом сделки M&A нередко бывают болезненными для обеих сторон, ведь приобретаются не только «контракты» и «компетенции». «Получится ли «вживить» и адаптировать корпоративную культуру – это другой вопрос», - размышляет Максим Сорокин. Правда, Merlion в том виде, в каком сейчас существует, сформировалась в том числе благодаря ряду сделок M&A****. Так что опыт по интегрированию приобретенных/присоединенных компаний у нее есть, и немалый.

Что касается Verysell, то кажется очевидным, что владельцы Группы компаний намерены сосредоточиться на более рентабельных, чем дистрибуция, бизнесах. Все развитие Verysell в последние годы говорит об этом. Официально же объявлено, что «ГК Verysell намерена инвестировать вырученные от продажи дистрибьюторского бизнеса средства в укрепление своего потенциала в  области системной интеграции  и консалтинга».

Verysell Distribution относится к числу старейших ИТ-дистрибьюторов в России. В начале – середине 90-х тогда еще компания Merisel была  одним из бесспорных лидеров этого рынка наряду с «Лампортом», «Дилайном», RSI. Этих имен на дистрибьюторском рынке уже нет…

* См. подробнее https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=46403
** См. подробнее «Ведомости», 09.02.2011.
*** Согласно данным рейтинга cnews по итогам 2009 г., оборот ГК Merlion составлял 52,4 млрд. руб., а ГК Verysell – 11,4 млрд. руб.
**** См. подробнее https://www.novostiitkanala.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=11533

___________

Информационное письмо

Компания MERLION и компания Verysell подписали 27 января текущего года протокол о намерениях по приобретению компанией  MERLION дистрибьюторского бизнеса Группы компаний Verysell, известного на рынке под торговой маркой «Verysell Distribution».

Данная сделка имеет целью для компании MERLION нарастить VAD составляющую бизнеса в области Enterprise решений: как аппаратного, так и софтверного направления –  в области дистрибьюторского бизнеса компании MERLION, который является основным видом деятельности компании.

В случае приобретения  «Verysell Distribution» компания MERLION намерена в дальнейшем  обеспечить всем необходимым активное развитие бизнеса «Verysell Distribution», сохраняя сложившейся коллектив, бизнес с вендорами и клиентами «Verysell Distribution», активно используя лучшие наработки компании в области дистрибьюторского бизнеса.

ГК Verysell намерена инвестировать вырученные от продажи дистрибьюторского бизнеса средства в укрепление своего потенциала в  области системной интеграции  и консалтинга.

Стороны намерены завершить начальный этап сделки до конца 1-го квартала текущего года. Финансовая сторона, равно как и другие аспекты сделки, являются строго конфиденциальной информацией и разглашению  не подлежат. Стороны будут информировать участников рынка по мере продвижения переговоров.

Источник: Элина Золотова, CRN/RE